Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в день Благовещения Пресвятой Богородице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В Евангелиях Господь Иисус Христос приводит притчи о том, как из ничтожно малого возникает великое и большое. Все вы помните притчу о горчичном зернышке, которое почти не видно глазом, но из него выросло большое дерево Царствия Божия. Вот так же и сегодня, в праздник Благовещения, когда мы размышляем, когда мы прославляем и Деву Марию, и Святого Духа, и зачатого в Деве Младенца, мы задумываемся о том, как бывает в истории, когда совершенно неожиданно в малом возникает великое. Задумайтесь, ведь кто такая была эта простая израильская девушка? Вообще, когда мы размышляем над тем, как относились к детям в античном мире и древнем еврейском, особенно к девочкам, то мы понимаем, что она была фактически почти ничто в народе. И вот именно в этом маленьком горчичном зернышке возникло то, что с тех пор уже никогда не прекращается и никогда не прекратится, что фактически сформировало всю нашу культуру и цивилизацию – христианство.

Дева Мария смутилась, когда на Неё нашёл Святой Дух: «Как мне это будет, ведь я мужа не знаю?» Но Ангел Ей отвечает: «Дух Святой найдет на тя, и Сила Вышняго осенит Тя» (Лк.1:35). В этих словах отражаются представления, еврейские представления. «Дух Святой найдет на Тя», то есть с тобой будет сила Божия, творческая сила. Вспомним слова псалма, который говорит о том, что «послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс.103:30). Вот так Дух Святой сошел на Деву Марию, и обновилось лице земли. «Сила Вышняго осенит Тя» – это напоминает нам историю с Моисеем, который не смел войти в скинию, потому что ее осеняла Слава Божия. Вот таким образом Дева Мария представляется нам скинией, осененной Славой Божией, то есть храмом, в котором живет Сам Бог.

Для современного рационального сознания, разумеется, неприемлемо иногда, кажется непонятным и невозможным девственное зачатие и девственное рождение. Но это для современного человека, который различает естественное и сверхъестественное. «Сверхъестественного не бывает», – говорят многие. Но вот удивительно то, что это разделение на естественное и сверхъестественное очень позднего происхождения. Древний мир не знал такого, да, пожалуй, и Средневековье еще не знало этого разделения на естественное и сверхестественное. Чудесное – да, то есть удивительное, редкостное, вторгающееся как бы свободой Божией в этот мир – это бывает, а сверхъестественное…? Для Бога всё возможно, и поэтому для Него всё естественно.

Надо сказать, что вера в чудесное бессеменное зачатие и в девственное рождение присуща не только библейскому повествованию. Вера в это была характерна для античного мира в целом. «Да, чудесное, но бывает. Редко, но бывает», – так думал весь античный мир.

И здесь я хочу привести слова великого латинского, самого крупного поэта приблизительно того времени – Вергилия, который писал в своей эклоге в ожидании наступлении Золотого века и рождения чудесного Младенца в связи с этим. Это было за несколько десятилетий до Рождества Христова.

Дева спускается в мир,

Время с высоких небес новым прийти поколеньям.

Ты же рожденью младенца, что с веком железным покончит,

И возвестит всему миру века приход золотого,

Радуйся ныне…

Так что вот именно эта вера, вера в рождение чудесного Младенца, который спасёт мир, была характерна для того времени. И нет ничего удивительного, что мы встречаем это в Евангелиях.

Всякие рассуждения на эту тему, вообще на многие библейские темы, с рациональных позиций неуместны. Со стороны довольно примитивно мыслящих людей иногда приходится слышать рассуждения: «А вот как это было всё? А как это за шесть дней можно было сотворить мир? А что это за Эдем, райский сад, и что за дерево там было? И какие плоды? И были ли у змея ножки, потому что потом он стал ползать на брюхе в качестве наказания?» И так далее. Все эти рассуждения бессмысленные, равно как и рассуждение относительно девственного рождения. Они вульгарны, банальны, никчёмны по сравнению с теми глубокими мыслями, которые заложены во всех этих сказаниях, представлениях и историях.

В данном случае, когда мы размышляем о Благовещении Деве Марии, мы должны помнить, что здесь выражена, может быть, самая великая из всех посещавших человечество мыслей о том, что Бог и человек могут соединиться. Что Бог явился во плоти. Что Бог стал подобным человеку и по виду стал как человек. Но даётся такое понимание, а вместе с ним и вера людям, на которых тоже нисходит Дух Святой, которых тоже осеняет Слава Божия.

И здесь нелишне вспомнить о тех словах библейских, которые произносили еще пророки – об излиянии Духа Святого. Ну, например, пророк Иоиль, а также другие пророки: Иезекиль, Захария – говорили о том, что настанет время, когда Бог изольет Дух Свой на людей, и тогда всякий призывающий имя Господне, спасется. Вот это представление об излиянии Духа очень ведь важно, важно в символическом плане. Как этот Дух может литься? Ну, Дух может как-то двигаться, как ветер…Но что значит «излиться Духу»?

Здесь, в этих словах, слышится нам отголосок истории о потопе. Помните: земля извратилась, человечество извратило свои пути, и тогда Бог излил на эту землю воды потопа. И всё погибло. И только потом Духом Святым возникло всё снова. Мы живём в мире «послепотопном».

И когда говорится об излиянии Духа, то возникает мысль о каком-то новом потопе. Но не о том потопе водном, который уничтожил землю, а о потопе с небес, который уничтожит зло в этом мире и создаст новый мир. Как во время творения: Дух витал над безжизненною землею, и возникло всё; как после потопа земля была уничтожена, осталось только одна гора Арарат, к которой прибыл Ной со своим ковчегом, но Духом Святым снова все возникло. Так же и теперь: Дух Святой изливается, изливается, попаляя, огненно попаляя, духовно попаляя древний мир и давая росток нового мира. Дух Святой изливается на Деву Марию – возникает новый мир в Ее чреве. Дух Святой изливается на Иисуса Христа, когда Он крестился от Иоанна – и Он выходит на общественное служение как Мессия. Дух Святой излился в Пятидесятницу на апостолов –и Христова весть о Царствии Божием начала распространяться по всему миру.

Дух Святой изливается на каждого из нас в моментего крещения водного, и каждый из нас вбирает в себя семя благодати и каждого из нас осеняет Слава Божия. Мы должны помнить об этом, о том, что в каждом из нас живет Христос, что в каждом из нас – Дух Святой. И каждый из нас должен помнить о том, что всеми своими действиями, всеми своими словами мы должны свидетельствовать о том новом, преображенном, обновлённом мире, который возник вначале, в день Благовещения в Деве Марии.

Аминь.

АРХИМАНДРИТ ИАННУАРИЙ (ИВЛИЕВ)

Благовещение архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Количество просмотров : 65