Потоп. Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа девятая

Добрый день, возлюбленные о Господе братия и сестры. Нам предстоит сегодня повести речь о Всемирном потопе.

Мы говорим о духовных вещах с позиции нашего времени. А наше сегодняшнее время называет Бога Любовью и сильно смущается, когда мы вспоминаем события Ветхого Завета. Бог – всегда Любовь, Он не изменяется, это одно из Его свойств. «Я не человек, Я не изменяюсь», – говорит Бог через пророков. Бог был Любовью в ветхие времена, и остается Ею во времена новозаветные, и будет принимать в Царство вечной Любви нас, когда закончится этот видимый мир. Но Бог во времена Ветхого Завета совершал такое, что трудно ассоциируется со словом «любовь». Например, истребление Содома и Гоморры или Всемирный потоп в наказание грешников. Нужно смириться перед этим и не бунтовать против Бога, но знать, что Он, будучи Любовью, имеет право казнить.

Будучи Любовью, Бог не хочет любить грех, и Ему не безразлично, как живет человек. И в каких-то крайних случаях Он предпринимает экстраординарные меры по отношению к человеку. Extremis malis extrema remedia – то есть если болезнь чрезвычайна, то чрезвычайна и мера воздействия на человека.

А какие они были, эти люди, которых смыло Потопом? Они были, дерзну сказать, именно такими, какими мы хотели бы быть. Но у нас не получится. Они были очень долголетны. Они жили по 700, по 800 лет… А разве не этого мы желаем друг другу, например, когда приходим на дни рождения и поем «Многая лета»? Они были очень долголетны, следовательно, грех еще не расточил это богатство первозданной природы, и человек смертный не ощутил еще физической силы смерти. Они наверняка были очень красивы. Люди, которые живут по столько лет, наверняка отличались какой-то особой крепостью здоровья и были совсем не то, что мы. «Богатыри, не вы», – писал Лермонтов в своем «Бородино». По сравнению с теми людьми мы не богатыри. Мы совсем маленькие, слабенькие – а они очень красивы, сильны, природа давала то, что им нужно, они жили очень долго. По сути, повторюсь, они воплощали в себе все то, что мы желаем друг другу, когда мыслим стандартами чисто мирских отношений. То есть будь здоров, будь счастлив, красив, пусть тебя любят, будь весел и наслаждайся жизнью. Они так и делали, эти веселые, сильные, долголетные люди, которые, как олимпийские боги, наслаждались жизнью – и стали неистово развратны.

Они стали ужасно развратны и отвратительны. Они извратили путь своей жизни до полного пренебрежения всеми божественными законами и установлениями человеческой морали. Они стали гнусны. Господь не описывает нам степени и градации этой гнусности, не говорит, что же там фактически было, но мы это более-менее представляем, потому что у нас есть богатый фактологический материал о некоторых исчезнувших цивилизациях: людоедство и кровопийство, кровосмесительство и неистовые блудные оргии, призывание демонов и общение с сатаной и нечистым миром. Все злое, что только можно представить, было у этих долголетных красавцев.

И Господь употребляет очень сильное выражение о человеке, каким он тогда стал: Он «раскаялся, что создал их». Конечно, Бог знает все заранее. Он создал нас не для того, чтобы мы реализовывали самые худшие свои стороны. Он создал нас для того, чтобы мы худшее подавили, а лучшее развили, совершили благую мену. А здесь – Он раскаялся, что Он создал их, потому что человек стал во всем равен демонам, стал ужасен.

Еще заметьте очень интересный момент: эти люди не видали кладбищ. И поскольку они очень долго жили, смерть, как узда, не сдерживала их греховных стремлений. Это мы тоже можем со всей очевидностью сказать. Мы, грешники сегодняшние, в основной массе своей не успеваем осатанеть за свои мелкие 50–60 лет, отведенных нам, хотя многие успевают и за 10 лет превратиться в полудемонов. Но представьте себе, что было, когда люди жили по 600–800 лет, постоянно упражняясь в грехе. Это же жуткая школа разврата, и при этом ты не сдерживаешься болезнями, ибо ты очень здоров, не сдерживаешься ни болью, ни страхом, ни даже видом, например, мертвого тела, видом кладбища, надгробным плачем над тем человеком, которого ты любишь и который безвременно умер. Всего этого нет перед тобой. Все, повторяю, живут, как олимпийские боги.

Вот это и есть обратная сторона человеческой мечты: олимпийские боги оказываются неистово развратными. Кстати, это тоже факт. Когда апологеты христианства выступали в защиту нашей веры и в попрание язычества, они указывали на то, что населяющие Олимп персонажи басен языческих – это какие-то гнусные кровосмесители, развратники и злодеи. Так оно и есть: Олимп населяют развратники. И первую землю населяло развратное расплодившееся человечество. И мы можем понимать, внутри себя мы даже можем чувствовать эту правду, кивнуть ей и сказать: да, человечество стало гнусным.

Господь выбирает одного, чтобы спасти хотя бы некоторых. Это праведный Ной, которому дается повеление заниматься непонятными делами. Я могу себе представить смех и слезы от первого мира, когда Ной получил повеление делать какой-то несуразный деревянный ящик из дерева ситтим вдали от всякого моря. Что-то подобное в нашей истории было, когда под Воронежем Петр Первый создал первую верфь для строительства флота. Какой флот в Воронеже?! Там все речки мелкие. Он, однако, имел дерзновение, и корабли на суше спускали.

Долголетний труд Ноя – прообраз созидания Церкви Божией – убежища для спасения. А спасение требует труда

Ной вместе со своей семьей делал ковчег – 120 лет. Этот труд является прообразом созидания Церкви Божией. Он строил церковь, строил деревянное убежище для душ, которые должны были спастись. По сути эта идея и этот труд, эти годы означают созидательный процесс спасения человечества. Вы знаете, как называются святые епископы? – «Строители таин Божиих». Так же и священники. Они строят храм Божий из живых камней.

Ной строил ковчег. К нему подходили и спрашивали: «Ты чем занимаешься, глупец? Строишь какую-то громадную штуку, такую смешную… Что, тебе делать больше нечего? 120 лет!» Он отвечал, что будет Потоп. «Ну, ты совсем с ума сошел!» Вот и сегодня спрашивают: «Ты зачем постишься? Зачем в церковь ходишь? Зачем молишься Богу? Ты веришь, что Христос воскрес?» – «Конечно, воскрес!» – «Ты что, веришь, что Он опять придет, будет судить мир?» – «Ну, конечно, без сомнения». – «И что, Он накажет грешников, а праведников помилует?» – «Ну да». – «И что, вечность будет?» – «Конечно, будет. Аминь. Все правильно». – «Ну ты и чудак. Я на тебя смотрю и удивляюсь. С высшим образованием – и надо же, какой чудак…» Примерно так подходили и к Ною, шутили, смеялись, обсуждали: вот чудак, занимается ерундой. Он этой мнимой ерундой занимался 120 лет – такой труд! Как и наш, когда мы стараемся каяться, молиться, выдавливать из своего каменного сердца слезы, просить прощения, подавать милостыню… Зачем это? Да наслаждайся жизнью, успокойся! Но потом приходит вода, и всем становится ясно зачем.

Ной забирает в ковчег животных, которых Бог ему определил. Церковное древнее еврейское предание сообщает нам, что в ковчеге было три яруса: отдельно для людей, для хищников, для травоядных. В этом ковчеге было тесно и темно, двери ковчега закрыл Бог Сам. А руля, парусов, каких-то снастей не было. Огромный ящик, набитый живыми существами, которые послушно зашли в него в нужном количестве. И потом полилась вода так, что размокли горы. Полилась вода, открылись небесные хляби. В описании творения Божиего мира сказано: «да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Быт. 1: 6). Вода, которая под твердью, – это то, что мы называем системой кругообращения воды в природе. А воды над твердью – это воды, которые находятся в черных пустынях космоса. Так вот, открываются некие небесные двери, и льется какая-то мистическая вода. Это не просто вода дождя, это какая-то жуткая вода из-за тверди, вода уничтожения, вода наказания, которая губит все, что имеет дыхание жизни в ноздрях своих. Ковчег болтается по волнам, сотрясается от грохота, набившие его живые существа в жутком ужасе… И в этом смысле ковчег тоже есть образ Церкви. Вообще в церквах должно быть тесно от молящегося народа. Плохо, когда церковь совершенно пуста и там нет никого, только стоит батюшка в алтаре да певец на клиросе. Хорошо, когда в храме много людей и все молятся. Эта теснота не должна быть в обиду, потому что мы все в ковчеге.

В ковчеге были очень разные живые существа. Там был маленький тушканчик, был зайчик, был свирепый волк, был большой медведь, и все они не ругались друг с другом, потому что все они боялись одного и того же: боялись воды, которая гремела и шумела за деревянными бортами этого спасительного убежища. Они все соединены были страхом и желанием выжить. Так и в Церкви: мы все соединяемся – и образованные, и те, у кого три класса образования, и те, у кого полные карманы денег, и те, кому нечем за коммуналку платить… У тебя много детей, а я бездетный; ты старый, а я молодой; ты чернокожий, а я желтокожий… – все эти разницы наши внутри ковчега стираются, мы все спасаемся, нам всем страшно, мы все хотим жить, мы все должны жалеть друг друга, жалеть того, кто рядом. И хищник внутри ковчега не должен есть травоядного – мы все желаем жить и выйти оттуда на сушу. Там, кстати, было некомфортно, потому что там было столько живых существ и никаких гигиенических условий: все ходили под себя. Так что в конце потопа там было смрадно и душно. Но спасаться не может быть легко.

Потопом Бог смыл и грех, и грешников; воде Иордана дается власть смывать грехи, обновляя жизнь грешнику

Вы наверняка помните чудесную историю о голубе, который был вестником того, что вода начинает сходить. Тяжелые, грязные воды потопа с огромным количеством трупов людей и животных начинали потихонечку сходить, и знаком того, что вода уходит, стал масличный листочек в клюве голубя. А потом этот голубок улетел и больше не возвращался – он нашел землю. И тут, поскольку мы люди новозаветные, мы должны мыслями перенестись к Иорданской воде, потому что там была вода, был голубь и было смывание грехов. Только в Потопе Господь Бог благоволил погубить грех вместе с грешниками: Он смыл и то, и другое. А на Иорданской воде Господь Бог дает власть воде смывать грехи человеческие – рождает купель Крещения, но смывать так, чтобы грехи ушли, а грешник остался жив. И там голубь возвестил конец гнева, и здесь Дух, «в виде голубине, извествоваше словесе утверждение», что явился Сын Божий – «Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Итак, начало Евангелия – Иордан, начало мира – вода. Казнь грешникам – через воду. Но больше не будет Господь топить все человечество, хотя временами в разных местах нашей земли, столь красивой и столь уже маленькой, наводнения такие случаются, что ой-ой-ой. В 2013 году было жуткое наводнение в Хабаровске. А наводнение, вызвавшее катастрофу на АЭС в Фукусиме… А землетрясение и наводнение на островах… Так что вода будет еще «бить» человека, потому что она мстит человеку за грехи, которыми он оброс. Она с него их сдирает. Нет ничего сильнее воды. И она смывает, сбивает с человечества спесь и сбивает с него плоды его беззакония. Но весь мир больше водой потоплен не будет, весь мир теперь уже сберегается для огня Страшного суда, о чем говорит нам Священное Писание и в частности Соборное послание апостола Петра.

Итак, великий Потоп был. И мы говорим об этом не как палеонтологи, ищущие в доказательство скелеты рыб в горах – а таких находок довольно много. Мы говорим об этом не как историки или специалисты по древнему ковчегу, остатки которого вмерзли в шапку льда на горе Арарат – кстати, название древней столицы Армении Нахичевань в переводе означает «столица Ноя»: там Ной остановился. Ковчег «причалил», люди вышли, выпустили животных… Ной был как новый Адам.

История Ноя, конечно, продолжается и дальше, о ней нужно говорить отдельно, а мы с вами подведем некую черту: потоп был, потоп был справедлив, совершил его Тот Бог, Который и был, и есть Любовь и Любовью быть никогда не переставал. Потопом Господь благоволил и правосудно рассудил уничтожить безмерно согрешившее человечество. И если бы мы видели, каково оно было, это человечество, мы бы сказали потопу: «Аминь».

Мы попробовали разобраться, а какими же они были, эти люди, смытые водой. И мы должны понять, что они действительно были таковы, что ничего, кроме наказания, для них не оставалось. Поэтому – потопу аминь, Богу слава, а нам нужно набраться страха, потому что Господь, хотя Любовью и является и Любовью быть не перестает, но имеет право наказывать кого хочет и кого знает за что, что Он и совершает Своей могучей и правосудной рукой в этом мире постоянно.

Мир вам и благословение Божие.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: http://www.pravoslavie.ru 7 апреля 2016 г.

Протоиерей Андрей Ткачев Беседа Закон Божий Бог Беседы на Книгу Бытия

Количество просмотров : 1796