Перезвон над Искровским. Собор, возведенный в честь 300-летия города на Неве

Парк строителей и храм строителей… Великолепный белокаменный собор апостола Петра с колокольней высотой более 60 метров стали доминантными строениями Веселого Поселка. При этом как‑то не особо афишируется, но знать это надо бы: возведены они в честь 300‑летия нашего города. Таковой была идея, которая получила воплощение в виде мощных светлых стен, темно-коричневых куполов и выразительных мозаичных панно неброских тонов.

Фотограф Мария Шерих

— Мы помним, что одним из первых строений города была Петропавловская крепость и храм — Петропавловский собор. В нашем веке, когда отмечали 300‑летие города, было решено возвести большой храм, им стал собор на Искровском проспекте. По­этому центральный придел у нас посвящен апостолу Петру. Южный придел — в честь Введения во храм пресвятой Богородицы, северный посвящен священномученику Вениамину митрополиту Петроградскому. Все сооружения возведены из кирпича. Также изготовлена по специальному проекту оригинальная кирпично-кованая ограда, — рассказывает настоятель храма Святого Первоверховного апостола Петра отец Дмитрий.

Особое значение в проекте занимает колокольня. Храм высотой 50 метров стал доминантой района. Но отдельно стоящая колокольня оказалась еще выше — если считать вместе с крестом, то она вознеслась в небо на 68 метров.

— То, что она выше храма, — дело обычное. Как правило, колокольня всегда возносится на несколько метров над собором. И звонница у нас очень высоко, почти на самом верху. Если считать по числу площадок, то в колокольне восемь этажей. На первом — церковная лавка, на следующем этаже (там мы уже сделали ремонт) занимается молодежная община — клуб «Апостол». Мы выделили ребятам отдельное помещение. На следующий год планируем открыть на третьем этаже мозаичную мастерскую. Сейчас она временно располагается в часовне преподобной мученицы Елизаветы. Будем в колокольне проводить мастер-классы по обучению мозаике — для прихожан, для детей. Проект станем реализовывать в рамках занятий воскресной школы и молодежной общины, — поясняет настоятель.

И все же главное предназначение колокольни, как известно, созывать звоном прихожан на молитву. Или веселить душу радостным перезвоном в дни больших церковных праздников. Так, как это было в июле — в День Крещения Руси, когда ровно в полдень заговорили колокола всех храмов страны.

Поднимаемся по каменной лестнице, переходящей в узкую металлическую, почти на самую вершину строения со звонарем Константином и его ангелом, иначе он жену не называет, Людмилой. Здесь на верхней площадке, прямо под куполом и крестом, расположена звонница Петровского храма с 13 колоколами. Изготовлены они на воронежском колокольном заводе. Освящение благовеста весом 4 тонны и 150 килограммов, а также остальных 12 колоколов прошло 8 августа 2008 года. По весу они разные, есть и совсем небольшой, как говорит звонарь, детишкам поиграть. Годом позднее, в ноябре 2009‑го, провели освящение десяти крестов — для колокольни и всех других маковок собора. Кресты позолоченные, изготовлены в Волгодонске.

Фотограф Мария Шерих

Колокольню Петровского храма видит почти весь Веселый Поселок, настолько далеко она уходит ввысь. Отсюда, с высоты 60 мет­ров, раздается или гулкий и торжественный, или быстрый веселый перезвон.

— Звоню четыре раза в неделю — перед службой. Это обязательно. Бывает и чаще. Прихожу за полчаса, обхожу вокруг храм с молитвой. Кланяюсь у алтарного креста, поднимаюсь тоже с молитвой. Таков путь звонаря. Немножко сыграю утреннюю, как бы пробуждение. Раньше я начинал звонить с некоторой осторожностью, думал, как бы людей не разбудить. Но так звонить не получается. А потом мне уже многие люди говорили, что ждут этого утреннего перезвона — с верой и надеждой, — рассказывает звонарь Константин Бич.

Как у любого человека в церкви, у звонаря своя история и прихода к вере, и пути на колокольню. Трудился раньше в разных ипостасях: то ювелиром, то мясником. Затем прибился к Петровскому храму, сначала в качестве смотрителя. Однако потянуло наверх.

— Предложили: хочешь стать звонарем? Для меня это было очень неожиданно, но, слава Богу, я отчасти музыкант: на гитаре играю, музыку сочиняю. Это мне в какой‑то степени помогло. Показали, как держать веревки, как по канатикам ударять. А дальше я уже сам: и мелодию для звона подбирал, и тренировался управлять всем колокольным хозяйством, — делится секретами профессии звонарь.

— У нашей колокольни есть одна сложность: она высокая и ветер здесь сильный всегда. Иногда такой, что с ног сбивает. Поэтому с год назад придумал и сделал себе сиденье. А до этого звонил, стоя на одной ноге, и нужно было еще на две педали попасть. При этом одновременно руками ловить канатики и балансировать, — увлеченно рассказывает он.

Музыкальное творчество Константин не бросил, напротив, совершенствует — сочиняет песни, духовные стихи пишет и музыку к ним:

Гляжу с колокольни, народ

подвигается,

Храм постепенно людьми

наполняется.

Значит, не зря я сегодня взывал,

Звон как клинок городской гул

пронзал…

Поют они вместе с Людмилой. Кстати, обрел он свою нынешнюю жену одновременно с верой — здесь, в храме, и познакомились

Как уже отмечено, сооружение собора посвящено 300‑летию города, и назван он в честь апостола Петра, а это имя в переводе с греческого — «камень». И потому мысль о присвоении зеленому массиву названия «Парк Строителей» родилась одновременно с идеей создания самого храма, поскольку апостол Петр считается покровителем строительных профессий. Тем более что в возведении собора принимали участие несколько известных строительных организаций города. Проект храмового комплекса разработан в неорусском стиле архитектором Андреем Лебедевым.

— В конце XIX — начале XX века некоторые архитекторы обратились к древности, конечно, с переосмыслением. Наш храм построен спустя век, но его можно отнести к неорусскому стилю: имеет очертания древнего храма, хотя является современным. Роспись куполов и стен сделана в академическом стиле, соответствует эпохе конца XIX — начала XX века. На фронтоне мозаичный образ. Мастера представили мне эскизы. И один вариант был выполнен в монохромии, в черно-белых тонах. Это мне подошло: буйства красок, как, например у Спаса-на-Крови, здесь не нужно. У нас золотые кресты, темно-коричневая медь на куполах, белые стены. Примерно в таких же тонах должна была быть и мозаика, — отмечает настоятель храма.

Теперь мозаичные фрески распространяются по всему комплексу храма: мастерская работает каждый день. Постепенно, шаг за шагом, этаж за этажом, будет делаться внутренняя облицовка колокольни. Быстро все сделать не получится, объемы очень большие. Собор в Веселом Поселке хоть и совсем молодой, освящен восемь лет назад, но не простой — 300‑летию Петербурга посвящен. И это свое посвящение с честью несет в будущее.

Автор: Специальный корреспондент службы информации газеты Санкт-Петербургские Ведомости Рогозин Олег Дмитриевич

Фото: Мария Шерих

Источник: газета Санкт-Петербургские Ведомости 

иерей Димитрий Малиновский Невское благочиние автор-исполнитель Константин Бич ​газета Санкт-Петербургские Ведомости Рогозин Олег Дмитриевич

Количество просмотров : 49