Самое главное в нашей жизни – слово Божие, и то, насколько оно вселяется в нас. Насколько оно живёт и действует в человеке, потому что мир и слава человеческая, как трава и цвет на траве. И солнце взойдёт, и усохнет трава, и цвет её опадёт, а творящий волю Божию пребывает вовеки. Поэтому в силу этой жизненной необходимости и в силу ответной реакции многих сердец, в силу желания человеческого слышать Божие слово и пребывать в нём, мы будем чаще обращаться к Святому Евангелию. С тем, чтобы оно стало нашим достоянием, и будем читать Божие слово по каплям, и давать этим каплям долбить камень нашего сердца, потому что, как известно, "капля камень точит". Сегодня мы начнём с небольшого отрывка из 13-й главы Евангелия от Матфея, где Господь говорит:
Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то.
Что здесь важно? Заметьте, Царство Небесное, Царство Божие – это абсолютно реальная вещь. Это не фантазия какого-то экзальтированного ума. Это реальность. Причём реальность первого порядка. Но реальность не всем открытая. Поэтому человек, не понимающий эту реальность и не прикасавшийся к ней, не видевший её ("ухо не слышало, око не видало"), не ощущает этого и смотрит на верующего, как на странного человека. А между тем верующий обладает совершенно реальным сокровищем, которое до времени недоступно чужому глазу.
Это сокровище похоже на клад, скрытый на поле. Под слоем земли никому ничего не видать, и только один человек вполне конкретно знает, что здесь реальное сокровище, достойное того, чтобы всё продать и приобрести кусок этой незнатной земли. Причём земли наверняка каменистой и наверняка колючей, потому что евангельская жизнь с наружной своей стороны предстаёт нам как нечто каменистое и колючее. Там можно и споткнуться, и удариться, можно очень тяжело работать, там нет источника воды, там сухо, там тяжело и неприятно. И вот на этом сухом, неприятном снаружи кусочке почвы внизу лежит реальное сокровище.
Это очень важно в плане вопроса, ощущаете ли вы сами Царствие Божие не как словосочетание, а как реальность, к которой вы уже зачаточно, именно как зачатый ребёнок, а может, даже и больше, принадлежите? Вы схватились за плуг Господень, чтобы пахать эту ниву и не оборачиваться вспять? Вы когда-нибудь выглядели странным в окружающих глазах, в глазах окружающих людей? Как человек, который имеет сокровище, которое никому не видно, и веселится, будучи снаружи бедняком, совершающим глупость, продающим всё ради какого-то непонятного куска земли.
Возьмите из недавней истории: там, где сегодня находятся Арабские Эмираты, Катар, Саудовская Аравия и прочие нефтедобывающие арабские страны, раньше только бедуины бродили. Там не было ни одного двухэтажного дома, были палатки, верблюды, люди и песок. Там было сокровище в земле, но о нём не знали, а когда научились его добывать из-под земли, эти бедуины превратились в самых богатых людей, живущих на планете. То есть сокровище реально бывает под землёй, просто мы можем о нём не знать.
В этом евангельском образе, этой притче есть вопрос к нам: насколько я уверен, что купленное мною поле содержит в себе сокровище? Что я вообще знаю о нём? Почему я отношусь к нему так же реально, как относятся к деньгам, лежащим в кармане, как относятся реально к своей "деловой покупке"? Совершенно не фантастически, не аллегорически, не в сонных видениях, а совершенно конкретно – к Царству Божию, к которому мы, христиане, должны принадлежать. Оно зачинается в человеке, человек растёт в нём, как младенец во чреве, потом человек должен родиться в Вечную жизнь и утвердиться в ней, и вырасти в ней в меру мужа совершенного.
В этой краткой притче также есть чёткое правило: чтобы что-то купить, нужно что-то продать. То есть происходит этакая действенная мена. Не отдавая ничего, веру возыметь и не потерять невозможно. У отцов есть такое аскетическое выражение: отдай кровь и прими дух. То есть будь готов на какую-то жертву, возможно, даже на кровопролитие. А ведь молиться за людей – это кровь проливать, как говорил святой Силуан Афонский. И апостол Павел говорил, что вы ещё не до крови подвизались против греха.
То есть борьба с грехом предполагает готовность даже на кровопролитие. Хотя я это редко встречал: мало кто готов сопротивляться греху так, чтобы даже и кровь пролить, но не согрешить. О чём, собственно, и в Евангелии тоже говорится: ради этого можно и руку отсечь, и глаз выколоть. Конечно, наша Христианская Церковь не состоит из безруких и безногих людей, но готовность на кровопролитие в человеке должна быть. Эта готовность на отдачу и рождает подвижников.
Аытор: Протоиерей Андрей Ткачев
Источник: Телеканал «Царьград»