Научиться прощать.

Мы только что слышали, дорогие братья и сестры, евангельский отрывок об исцелении расслабленного, которого принесли к Господу друзья этого тяжело больного человека. Евангелист пишет, что, видя веру этих принесших людей, Господь исцеляет расслабленного, прощая ему грехи. На это присутствующие при исцелении книжники сказали: Он богохульствует (Мф. 9:3). Но Господь Иисус Христос ответил им: что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой (Мф. 9:5–6).

И расслабленный встал, взял одр свой и пошел в дом свой. И в конце этого отрывка евангелист пишет о том, что присутствующий народ удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам (Мф. 9:8). Нам дана власть прощать друг друга. Мы согрешаем друг перед другом и молимся молитвой Господней, прося у Бога оставить нам наши долги перед Ним так же, как и мы сами оставляем долги должникам нашим. Нам дана эта власть, это благословение, эта свобода, великое проявление любви — прощать другого человека, который нас обидел, огорчил или даже сделал или продолжает делать прямое зло.

Мы знаем, что Господь прощает просящих у него прощения людей, какими бы грешниками они ни были. Мы помним ветхозаветный пример царя Манассии, который пролил реки крови, установил капища по всей стране, внес в храм Бога Живого идола, убил великого пророка Исаию. Так часто бывает, что властолюбие рождает больше зла, ненависти и греха, чем что-то иное. Манассия упивался жаждой власти и сотворил столько зла, что его можно сравнить разве что с императором Нероном или с Гитлером. Манассия проливал кровь и, как написано в Писании, заполнил кровью землю от края до края. И вот, когда Манассия попал в плен, когда царство его было разрушено, он из глубины темницы взмолился Богу о прощении. И Бог простил Манассию. И вернул ему обратно царство.

Манассия пытался исправить свой грех: разрушил идолов и капища чужеземным богам, восстановил жертвенник Господень и попросил жителей Иудеи служить Господу Богу Израилеву (2 Пар. 33:12–16).

Господь Иисус Христос простил разбойника, висящего рядом с Ним на кресте, за одно слово покаяния и веры, даровав ему Царствие Небесное. Бог прощает всех, кто обращается к Нему с покаянием, даже самых великих грешников. Бог прощает нас, каждого из нас, ведь среди нас нет ни единого человека, который бы не согрешил и не согрешал каждый день. И этот великий и поистине Божественный дар — прощать — Господь дал каждому из нас. И более того, Он хочет, чтобы мы прощали других. Пожалуй, самый костный человек — это не тот, который не может справиться со своими страстями, с греховностью, со злом в своей жизни. Самый духовно костный тот, кто не умеет прощать. И каждый из нас на собственном опыте знает, как тяжело прощать и как легко осуждать.

В древнем Патерике мы читаем, что некоторый брат, обиженный на другого брата, пришел к авве Сисою Фивейскому и говорит ему: такой-то брат обидел меня, хочу и я отомстить за себя. Старец же увещевал его: нет, чадо, предоставь лучше Богу дело отмщения. Брат сказал: не успокоюсь до тех пор, пока не отомщу за себя. Тогда старец сказал: помолимся брат! И, вставши, старец сказал: Боже! Боже! мы не имеем нужды в Твоем попечении о нас; ибо мы сами делаем отмщение наше. Брат, услышав это, пал к ногам старца, сказав: не стану судиться с братом: прости меня!

Если бы у нас не было великой силы прощать других, прощать зло, прощать несправедливости — наш мир погрузился бы во мрак, обратился в кровь, в нем было бы невозможно жить. Если бы на каждую обиду, большую или малую, мы реагировали бы ответом — местью, гневом, оскорблениями и злом, то в мире не осталось бы ничего доброго. Потому что прощение уничтожает злобу. Прощение способно исправить любую сложность, предотвратить любую человеческую катастрофу. В конце концов, прощать других нужно больше не тем, другим, а прежде всего — нам самим. Прощение больше нужно не прощеному, а прощающему, поскольку оно поднимает его до великой нравственной высоты, оно способно победить наши грехи, увести нас от злобы мира. Способность прощать — это истинное мерило духовной жизни, жизни по Евангелию, жизни с Богом.

Нам тяжело прощать других и легко себя. Большая часть наших обид на других — наше израненное самолюбие. И потому наши обиды на других не равны величине обидчика. Они всегда равны величине нашего самолюбия. Чем больше самолюбия и самомнения мы взращиваем в себе, тем тяжелее простить другого. Тем мстительнее и изощреннее в обидах мы становимся. А иногда, так случается, обидчику даже не нужно наносить нам оскорбления — мы можем сами его надумать и оскорбиться. И в этом мы должны быть честны прежде всего с самими собой. Чаще всего нас обижает не обидчик, а мы сами. Стоит справедливо оценивать себя, прежде всего в себе искать причину собственной душевной боли. И конечно, даже через эту боль, в которую мы сами себя и погружаем, — прощать. Просить у Бога способности прощать легко.

Бог же может много больше нашего человеческого прощения. Бог не просто прощает, Бог — оправдывает. Кающийся человек перед Богом становится чистым, так, будто он никогда и не совершал греха. Бог не вспоминает о грехах. Только люди способны умножать грехи других, через осуждение увеличивая их значение. Бог же стирает грех из нашей души навсегда. Он говорит устами пророка Исаии: Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис. 44:22).

Но мы можем просить Божественного прощения, только если сами научились прощать.

Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской 19 июля 2020 года.

Источник: Сретенская духовная семинария

Духовная жизнь Проповедь Прощение Обида Самолюбие архиепископ Амвросий

Количество просмотров : 833