Музейная миссия

Всегда по четвергам. А также по вторникам и средам

— Я работаю в музее Санкт-­Петербургской епархии. И для начала хочу поговорить с вами именно о музее. Скажите, есть среди вас такие, кто ни разу в жизни не был в музее? — спрашивает экскурсовод Надежда Зорина.
Один мальчик поднимает руку.
— Что, ни разу, никогда-­никогда?
— Ни разу.
— Ну, тогда тебе повезло, что именно наш музей станет для тебя первым.
Так начинается экскурсия в музее Санкт-­Петербургской епархии для учащихся третьих классов. Экскурсии эти проходят регулярно, начиная с октября этого года по вторникам, средам и четвергам. В каждый из этих дней в музей приходят один за другим два класса из той или иной школы Невского района.
Идея таких экскурсий принадлежит настоятелю храма святого апостола Петра в Весёлом Посёлке, директору Центра духовной культуры и образования Невского благочиния иерею Димитрию Малиновскому и председателю миссионерского отдела епархии иерею Николаю Святченко.

Иерей Димитрий Малиновский:
Идея проводить такие экскурсии родилась из понимания, что в нашем Невском районе родители третьеклассников традиционно редко выбирают для изучения в четвертом классе Основы православной культуры. В Невском районе 65 школ, примерно двести третьих классов и три с половиной тысячи третьеклашек. В идеале мы хотим, чтобы все они побывали на экскурсии в епархиальном музее. Выбор ОПК проводится на родительских собраниях в марте. И мы хотим таким образом заинтересовать детей, чтобы они, в свою очередь, рассказали о своем интересе родителям, которые уже и будут принимать решение о выборе образовательного модуля.

Во время визита в епархию дети посещают не только музей. Вслед за этим их ждет небольшая, буквально на несколько минут, беседа в помещениях миссионерского отдела, а потом — поход в Свято-­Троицкий собор Александро-­Невской лавры, который тоже не отнимет много времени. Однако этого вполне хватит, чтобы заинтересовать ребенка.

В каждом музее свои экспонаты

— Наш музей молодой, он появился пять лет назад. А кто открыл первый музей в России?
— Пётр! — хором отвечают дети.
— А что еще Пётр сделал?
— Основал Петербург!
— А вы знаете, в честь кого назван наш город?
— В честь Петра! — снова хором говорят экскурсанты.
— Пётр Первый был, несомненно, великим человеком. Но при этом скромным. Он бы не стал называть город в свою честь. Санкт-­Петербург назван в честь святого апостола Петра.

Иерей Николай Святченко:
Посещение музея — это ­все-таки светское мероприятие. Но здесь мы можем говорить о Церкви языком культуры, истории, приблизиться к Церкви через приобщение к общекультурному пространству российской истории. Музейный формат интересен детям: мы видим их увлеченность, они многим интересуются, задают вопросы.
Сначала ребята посещают общеисторический зал музея, где им рассказывают о самом музее, о его истории, о том, чем он отличается от других музеев города.

— Скажите, какие экспонаты вы можете видеть в других музеях?
— Картины! Чучела! Разукрашенные потолки! Красивые окна! Платья! — наперебой перечисляют дети.
— Правильно, в каждом музее — свои экспонаты, — поддерживает экскурсовод. — В артиллерийском музее мы увидим пушки, в Эрмитаже — картины. У нас — иконы, облачения. Потому что у нас музей церковный. Поднимите руку, кто ни разу не был в церкви.
Пара ребят поднимают руки. И еще один мальчик спрашивает:
— А что такое церковь?

Верность Отчизне и Богу

После вводной части в общеисторическом зале дети переходят в зал с экспозицией, посвященной святому князю Александру Невскому.

Иерей Димитрий Малиновский:
В прошлом году праздновалось 800‑летие со дня рождения святого князя Александра Невского, а в этом году — 350 лет со дня рождения Петра Великого. Вот и во время экскурсии мы акцентируем внимание на личностях этих двух исторических деятелей, один из которых — святой. Александро-­Невская лавра — место, где их судьбы пересекаются: Лавра была заложена Петром в месте, где, по преданию, сражался князь Александр, и Петром ему посвящена.

— На какой остановке вы вышли, когда ехали к нам в музей?
— Площадь Александра Невского, — отвечают дети.
— А как называется главная улица города?
— Невский проспект.
— А на какой реке стоит наш город?
— На Неве
— Всё верно. Наверное, вы заметили, что все эти названия — площади, проспекта — имеют отношение к Неве, и сам Александр прозван Невским. Сейчас я вам расскажу, почему так. Александр родился 800 лет назад в семье, где было много детей. Его воспитывали как будущего князя, и он, когда вырос, действительно стал князем. Какими качествами должен обладать князь?
— Знать математику! И биологию! И географию тоже нужно, чтобы не перепутать, где его земля, а где чужая.
— А знаете, что означает имя Александр? Оно значит «защитник». И Александр Невский, как и полагается настоящему князю, был защитником своей земли.
Заметно, что в зале, посвященном Александру Невскому, детям очень нравится. Во-первых, их привлекают надетые на манекены кольчужные и пластинчатые доспехи — русских и монгольских воинов соответственно. Нравится им и картина с изображением Ледового побоища, ­кто-то внимательно смотрит на карту, изображающую владения огромной Монгольской империи и небольшой участок русской земли. Но больше всего их, конечно, привлекает шкура большого степного волка, положенная в основании макета, демонстрирующего внутреннее убранство монгольской юрты.

— А он настоящий? — спрашивает ­кто-то. — А он не кусается?

Задача экскурсовода — плавно подвести ребят к другой, церковной стороне жизни святого князя. На одном из манекенов в этом зале — одеяние монаха-­схимника.

— Когда князь возвращался из Орды, он заболел. Понимая, что жить ему осталось недолго, князь, вернувшись домой, принимает монашество с именем Алексий. Он становится не просто монахом, а схимником. Жить в схиме означает следовать очень строгим правилам. Многие схимники давали обещание молчать. К­то-то — не выходить из кельи. Если раньше князь носил пышные княжеские одежды и кольчугу, то теперь его одеждой становится вот такая ряса и куколь. Потому что Александр решил посвятить остаток своей жизни служению Богу. В прошлом зале мы говорили с вами о Петре Первом, который основал наш город. Он же привез сюда, в Лавру, мощи Александра Невского из города Владимира — мощи вы увидите чуть позже, когда пойдете на экскурсию в собор. А здесь напоследок прочитайте, как называется наша выставка, и поймете, почему Александр Невский стал святым человеком. И дети хором читают:

— Святой благоверный князь Александр Невский — верность Отчизне и Богу.

Правила для чистоты души

Иерей Николай Святченко: Разрабатывая программу для детей, мы опирались на имеющиеся у нас возможности. Что мы можем предложить интересного детям в епархиальном управлении? Мы побеседуем с ними в миссионерском отделе, сводим в храм, ну и, конечно, в музей, где они не только услышат интересный рассказ, но могут даже примерить на себя доспехи и кольчугу.

Возможность облачиться в доспехи вызывает у детей невероятный энтузиазм. И мальчики, и девочки выстраиваются в очередь, желая почувствовать себя средневековым воином.

— Я думал, этот доспех тяжелее кольчуги, а оказалось — наоборот, — слышится голос из-под массивного шлема.

Наконец примерка воинских облачений и фотоссесия окончены. Стихают оживленные комментарии, экскурсия движется к следующему пункту назначения — в миссионерский отдел. Здесь их встречает Владимир Назыров — сотрудник отдела и преподаватель Закона Божия детям в храме святого апостола Петра в Весёлом Посёлке.

Иерей Дмитрий Малиновский: В миссионерском отделе Владимир рассказывает детям о Боге, о Церкви, о том, что основные нравственные устои нашей страны издревле были основаны именно на евангельских принципах, ну, и немного — о том, что такое храм.

Для начала всех ребят усаживают за стол и угощают печеньем, чему проголодавшиеся от впечатлений экскурсанты очень рады.

— Главным в жизни Александра Невского была вера, — говорит Владимир Назыров. — Во что он верил? В Бога, а еще в то, что наши тела умрут, но мы сами, внутри этих тел, — те, кто любит, думает, шутит, огорчается, — бессмертны. Что станет с вами, если вы целыми днями будете сидеть на диване и питаться одними гамбургерами?

— Мы потолстеем!

— Всё верно. А если вы не хотите толстеть, а хотите, наоборот, стать сильными, ловкими? Нужно тренироваться, заниматься, преодолевать себя, прилагать усилия. Так же и с нашими душами. Наша душа становится большой и красивой, если мы делаем добрые дела. И наоборот: если я поступаю плохо, то наношу своей душе вред. Представьте на минутку, что у меня есть волшебная палочка, как у Гарри Поттера, и я беру и делаю себя маленького роста — таким, как вы! Прихожу к вам в класс, дергаю девчонок за косички, мальчикам подзатыльники раздаю. Захотите вы со мной дружить?

— Не-е-е-ет!

— Я, я захочу!

— Правда? Но дружбу со мной нужно заслужить! Отдай мне все свои игрушки, тогда я подумаю!

— Не, так я не согласен…

— Вот видите. А если наоборот? Приду, буду помогать вам с уроками, не списывать давать, а именно объяснять, буду всем улыбаться, девочкам помогать носить тяжелые рюкзаки…

— Мне не надо помогать, я сама!

— Хорошо, буду учительнице помогать парты двигать! Будете со мной дружить?

— Конечно!

— Давным-­давно наш Бог рассказал, как сделать так, чтобы твоя душа была светлой и красивой. Всего десять правил: быть с Богом, знать, что Он помогает, верить своим родителям, а когда они состарятся — ухаживать за ними, не обманывать, не врать, не убивать, не завидовать, быть верными, не желать чужого. Всё просто!

Не первый опыт

Иерей Димитрий Малиновский: Потребовалось некоторое время, чтобы вой­ти во взаимное доверие с администрацией Невского района. Не в том смысле, что они нам или мы им не доверяли, просто всегда легче полагаться на тех, результаты чьей работы ты можешь видеть. И администрация видела нашу работу, видела, что мы стараемся, и шла нам навстречу.

Экскурсии для детей — не первый наш опыт взаимодействия. Начиналось всё с простых встреч с директорами школ и обсуждения вариантов того, как мы вообще можем сотрудничать. Затем мы запустили курсы по ОПК для преподавателей. Хорошо, конечно, чтобы родители выбирали этот предмет, а ученикам было на нем интересно — но для этого нужны квалифицированные преподаватели. И вот уже шесть лет я преподаю на таких курсах. Выпустили уже 12 групп по 25–30 человек. Будущим преподавателям ОПК нужно показать православное учение, комплексную картину мира, на которой основывается мировоззрение православного человека.

Свои коррективы внесла пандемия, но во второй половине 2020 года, когда сняли самые строгие ограничения, мы уже снова занимались очно. Курсы проходят в храме, группы собирает отдел образования и информационно-­методический центр района. Занятие начинается с молебна и заканчивается благодарственным молебном.

Пробуем мы работать и с дошкольными учреждениями. В прошлом году курс «Духовно-­нравственное воспитание дошкольников в контексте русской отечественной культуры» прошли за два семестра 33 воспитателя. После Нового года стартует новый поток.

Своя программа — для директоров школ. На днях поедем в Тихвинский монастырь на выездное совещание с 22 новоназначенными директорами школ и их замами.

Работа со школьниками — это уже новый этап. И мы видим, что и ученикам, и учителям нравится наша программа. По сарафанному радио об экскурсиях узнают другие классы — и вот, уже один четвертый и два шестых класса попросились к нам вне очереди. Они придут в наш Петровский храм, там мы можем провести более подробную экскурсию: сводить ребят на хоры, познакомить с устройством алтаря через открытые Царские врата, подвести к иконам, обо всем подробно рассказать.

А в декабре по воскресеньям мы собираемся приглашать в храм музыкальные группы из детских садов — петь колядки и поздравлять прихожан с наступающим праздником Рождества Христова. Дети приходят не только с воспитателями, но и с родителями. В будущем им, однажды уже побывавшим в храме, где им были рады, будет намного легче вновь переступить его порог. Сейчас мы сеем семена в их сердцах, а когда они прорастут — известно лишь Богу.

А последняя часть программы для третьеклашек — посещение Свято-­Троицкого собора Александро-­Невской лавры. Уже подуставшим, им не будут рассказывать сейчас об устройстве храма, не подведут к иконам — но покажут раку с мощами святого Александра Невского, как и обещали:

— Помните, вам в музее рассказывали, что Александр значит «защитник»? — говорит Владимир Назыров. — Мы верим, что к святому можно обращаться за помощью. Просто мысленно попросить у него поддержки. Хулиганы вас в школе допекают, например. Или не получается ­что-то… Вот недавний пример из моей собственной жизни. У родителей моей жены сломалась гофрированная труба на кухонной вытяжке. Видели ведь такие трубы? И вот пытаюсь я её обратно поставить — и всё не получается никак. И так пытаюсь, и эдак. И тут я вспоминаю, что не помолился перед началом дела. И своими словами прошу: блаженне Александре, помоги мне криворукому. И знаете, всё тут же встало на свои места! 

Автор: Евгений Перевалов

Фотограф:Станислав Марченко

Источник: Вода Живая

Миссионерство Воспитание детей ЦДКиО иерей Николай Сергеевич Святченко Миссионерский Отдел Епархии иерей Димитрий Малиновский Невское благочиние духовно-нравственное воспитание

Количество просмотров : 57