Муж жене — слово, она ему — десять. А в ссоре всегда виноват кто-то другой

Людям с детства внушают, что любая ошибка, промах или грех непременно влекут за собой Божий гнев и наказание. А чтобы сказать: «Я согрешил и, признавая это, сам отвечаю за свой поступок», — человек не должен бояться. Если же мы уверены в том, что в нас непременно кинут тапком, обрушат гром и молнии и отправят в ад — то в таком случае приходится говорить совершенно иное: «Отче, это не я, это другие виноваты!»

Мне всегда вспоминается история с одним монахом, который пришел к своему духовнику и сказал:

— Отче, я согрешил тайноядением в келье. Съел кусок брынзы и яйцо. Простите меня!

— Чадо, да как ты умудрился съесть яйцо в келье? — удивился духовник. — Ведь тебе даже не на чем там его сварить!

— Понимаете, отче, я нашел способ. Взял большой ключ, положил сверху яйцо и стал нагревать снизу свечкой. Пятнадцать минут вертел ключом туда-сюда — яйцо и сварилось.

— Ну, чадо…

— Отче, что бы вы сейчас ни сказали — я все смиренно выслушаю. Отругайте меня! Но я не виноват. Это диавол меня подбил на такое!

И тут вдруг духовник увидел перед собой самого диавола, который сказал ему:

— Извини, отче, но то, что он сделал, даже мне бы в голову не пришло! Я так не умею!

Эта история — о том, как легко мы снимаем с себя ответственность, не желая признавать за собой ничего дурного. Почему так получается? Почему не обвинить в своих проблемах самого себя?

Дело в том, что людям с детства внушают — в том числе и мы, священники — что любая ошибка, промах или грех непременно влекут за собой Божий гнев и наказание. А чтобы сказать: «Я согрешил и, признавая это, сам отвечаю за свой поступок», — человек не должен бояться. Если же мы уверены в том, что в нас непременно кинут тапком, обрушат гром и молнии и отправят в ад — то в таком случае приходится говорить совершенно иное: «Отче, это не я, это другие виноваты!»

Мы просто не можем осознать, что Бог есть любовь, что на самом деле Он никого не наказывает, а все «препятствия», которые Он якобы чинит у нас на пути — плод исключительно нашего воображения.

Да-да, именно так мы и привыкли думать с самого детства — будто Бог только и делает, что создает для нас какие-то помехи, проблемы и трудности. То есть с детства мы пребываем в уверенности, что Господь — всегда против нас. Почему? Потому что, завидев проблему, сразу начинаем стенать: «Откуда это на мою голову! От Бога?! Да, Бог — Такой. Не любит меня…»

Это в корне неправильные мысли, из которых одна, однако, может считаться здравой, а именно — что проблем у нас действительно много. Но для чего они появляются? Для того, чтобы нас наказать? Нет. Чтобы научить.

Бог хочет, чтобы мы извлекли урок из того, через что проходим. Он вовсе не собирается нас за что-то наказывать. Он просто хочет, чтобы мы духовно выросли.

«За что Ты меня покарал?» — «Ни за что, дитя Мое. Разве тебя непременно нужно покарать?» Да, иногда Господь вразумляет нас, но и это — не наказание. Это вразумление, урок.

Помню, в детстве мы с мальчишками много смеялись над одной старушкой в нашем дворе. Смеялись над тем, как она ходит, как одевается, какая у нее прическа… Пройдет немного времени, и я сам стану таким же стариком, и надо мной тоже начнут смеяться дети. Буду ли я обижаться? «Дитя Мое, — скажет мне Господь, — видишь, как обидно то, что ты делал? Теперь вот и над тобой смеются…»

Вчера, когда я шел по улице, сзади меня промчался автомобиль. Я не видел, кто там сидел, но прекрасно слышал крик: «Попы — воры!» «Пресвятая Богородица! — подумал я. — Я же ничего не сделал, а меня обругали». И в ту же минуту мне вспомнились случаи из собственной жизни, когда я сам обижал людей, не сделавших мне ничего плохого. Так что никто меня не наказывал. Бог просто дал мне понять: «Видишь, все в жизни возвращается. Но Я не собирался тебя наказывать. Прими это просто как урок, как духовное воспитание».

Бог не хочет нас наказывать, и потому не нужно бояться брать ответственность за свои поступки. «Я сам во всем виноват, Господи! Сам! Если бы я был спокойнее, ничто бы меня не смущало».

Хотите простой пример? Многие женщины, когда чувствуют себя хорошо, то есть без личных или гормональных проблем, спокойны и веселы при любых обстоятельствах. Им хорошо — и пусть вокруг творится что угодно, никаких проблем. Но бывают дни, когда ребенок просто спрашивает: «Мам, во сколько мы сегодня идем к зубному?», а в ответ — крик: «Перестань сейчас же! Прекрати задавать вопросы!» и так далее. Любая мелочь в этот день может довести женщину до крайнего раздражения.

И так бывает с каждым, у кого нет настоящей связи с Богом и собственной душой. Окружающие люди в этом не виноваты. Никто не виноват в том, что мы не живем духовной жизнью.

Как-то я разговаривал с человеком, потерявшим все свое имущество.

— Раньше у нас было все, — рассказывал он, — деньги, недвижимость… Но мы все потеряли!

— Почему так случилось? — спросил я.

И он тут же ответил:

— Нас сглазили! С тех пор и пошло все вкривь и вкось.

Но тут его жена, стоявшая здесь же, высказала куда более разумное предположение:

— Почему ты не скажешь батюшке всю правду? Вовсе не в сглазе дело! Если бы ты вовремя перестал играть на деньги, у нас остался бы по крайней мере дом! Не нужно винить во всем каких-то колдунов — мы тоже отвечаем за свою жизнь.

Пора и нам перестать постоянно перебрасывать мячик — будем учиться самостоятельно отвечать за свой выбор. Как формируется окружающая нас действительность? То, что происходит вокруг, — кто это допускает? Бог? Обстоятельства, возникающие в нашей жизни и делающие ее невыносимой, — они от Бога?

Да, Бог действительно попускает что-то, но то, как мы это воспримем, зависит не от Бога, а от нас самих. Ты сам принимаешь решение и сам выбираешь.

Именно поэтому на Афоне можно встретить настоящих подвижников, которые, даже будучи обижены, больны и тому подобное, не поддаются этому искушению. Бывает, конечно, что и поддаются — но спустя некоторое время, никого не обвиняя, спокойно рассуждают: «Почему Бог это допустил? Чему Он хочет научить меня? О чем хочет мне напомнить?» И почувствовав твердую почву под ногами, эти люди вновь обретают душевное равновесие.

Это то, чему учит авва Дорофей: «Когда приходит великое искушение, ты, чтобы вновь ступить твердо, прежде погрузись на глубину, ибо где глубоко — там всегда тишина и спокойствие». Что значит «погрузись на глубину»? Это значит, что в час испытаний нужно вспомнить, чему учит нас Господь.

Один святой так и говорил: если нас тяготит беспокойство — значит, мы забыли какие-то слова Христа. Например, кто-то начинает действовать нам на нервы — и мы моментально попадаемся на крючок, начинаем ссору, перепалку, впадаем в истерику. Муж жене — слово, она ему — десять, тут и дети подключаются…

О чем мы забываем в такие минуты? О том, что друг другу мы все — братья и сестры. Что вместе мы не случайно. Это — мой муж, моя жена, мои дети. Бог даровал тебе жену не для того, чтобы сделать твою жизнь невыносимой, а для того, чтобы научить тебя определенным вещам. Ты можешь стать святым в браке с ней, и когда придет твой смертный час, с благодарностью поцелуешь ей руку.

Так один монах перед смертью целовал руки тому, из-за кого много претерпел в монастыре. Он так и сказал тому брату: «Отче, дай сюда твою руку». И целовал ее. Его обидчику стало стыдно, и он спросил: «Зачем ты целуешь мне руку? Я же сделал твою жизнь невыносимой!» — «Отче, — отвечал ему умирающий, — никто передо мной не виноват в этой жизни. Что пришлось мне претерпеть, я терпел по собственной воле. И тебе я благодарен особенно». — «Мне? Почему?» — «Потому что через тебя я научился терпению, любви и прощению. Так что я многим тебе обязан».

Видите, как бывает, когда человек не перекладывает ответственность за свою жизнь на других людей.

Архимандрит Андрей (Конанос)

Источник: https://www.pravmir.ru/

Грех Прощение Семья Архимандрит Андрей (Конанос) Обида

Количество просмотров : 913