Молитва святого Иоанна Златоуста по числу часов в сутках Часть 3

1. Господи, в покаянии приими мя (Господи, в покаянии прими меня).

Покаяние – естественная потребность души, присущая каждому человеку независимо от степени его религиозности. Апостол Павел в своем послании к Римлянам говорит о язычниках, что они будут судимы по закону, написанному в их сердцах (Рим. 2, 14). Этот закон, именуемый совестью, позволяет нам отличать добро от зла и открывается нам по мере ее очищения от собравшейся накипи страстных привязанностей и греховных привычек, образующих собой трудно пробиваемую оболочку нечувствия и жестокосердия.

Чем меньше мы заглядываем в свою совесть, тем меньше видим в себе изъянов и недостатков. И наоборот, чем внимательнее мы относимся ко всем движениям своего ума, тем больше осознаем свою немощь и необходимость в благодатном очищении души, подаваемом в таинстве Покаяния. О том, насколько велика цена покаяния, можно сделать вывод исходя из следующих слов преподобного Исаака Сирина:

«Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов»

Преподобный Паисий Святогорец обращает наше внимание на то, что Бог находит Себе место в сердцах людей, живущих доброй и благоговейной жизнью, хоть и не ходящих в церковь: «Если бы эти люди участвовали в таинственной жизни Церкви, то они бы весьма преуспели в духовной жизни». Однако есть и другая категория людей, относящих себя к деятельным христианам. И именно в них, часто посещающих храм, исповедующихся и причащающихся, Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, «поскольку в них нет смирения, доброты, настоящего покаяния». Подлинное покаяние, способное привести человека в надлежащее устроение, не имеет ничего общего с бесчувственным и не переосмысленным перечислением совершенных грехов, так и не омытых слезами раскаяния и не подтвержденных личным намерением изменить себя и свою прежнюю греховную жизнь.

2. Господи, не остави мене (Господи, не оставь меня).

Псалмопевец Давид в 21 псалме взывает к Богу: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! Я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения» (Пс. 21, 1:2). Это страшное чувство оставленности Богом было знакомо многим великим подвижникам, тяжело переживавшим любое, даже самое малейшее отступление от полноты Божественной Любви. И когда оно возникало у них, они проводили время в усиленном посте и молитве, чтобы путем покаяния и внутреннего делания вновь удостоиться Божественного присутствия в своей жизни.

Апостол Иоанн, прозванный апостолом любви, уделяет особое внимание именно этой теме в своем Евангелии и трех соборных посланиях. «Бог есть Любовь» – открывает он нам в своем первом послании (1 Ин. 4, 8). И именно Любовь Божия является причиной воплощения и крестной смерти Сына Божиего, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15). Любовью Божией держится весь этот мир, так остро нуждающийся во всех ее проявлениях, будь то прощение, долготерпение или милосердие. Именно любовь Божия является для нас гарантом того, что мы никогда не будем оставлены без постоянного Божиего присутствия в этом безумном водовороте соблазнов, страстей и греховных желаний.

Единственное препятствие, которое может отделить нас от Божественной любви и не дать ей озарить нас своим благодатным светом, может стать наше упорство во грехе. Именно оно лишает нас присутствия Божиего и вызывает в нас чувство оставленности и беспомощности перед навалившимися трудностями. Находясь под давлением выпавших испытаний, мы зачастую перестаем замечать не только собственные просчеты, недостатки и допущенную несправедливость, но также и тихое, как веяние освежающего ветерка, соприсутствие Божие в каждом мгновении нашей жизни.

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся назад и увидел, что иногда на песке была видна лишь одна цепочка следов. Заметил он и то, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он весьма опечалился и стал спрашивать Господа:

— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты оставлял меня, когда я больше всего нуждался в Твоей помощи?

Господь ответил ему:

— Сын мой, Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда в твоей жизни случались горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге, потому что тогда Я нес тебя на руках.

3. Господи, не введи мене в напасть (Господи, огради меня от всякой напасти).

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «напасть» определяется как нападение или действие, направленное против кого-либо с враждебной целью. В качестве поясняющих примеров приводятся такие, как нападение на человека зверя, грабителя или неприятеля, напавшего на соседнюю страну.

Таким врагом для нас является диавол, который, по словам апостола Петра, «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5, 8). Именно он, падший денница, неустанно нападает на всякого человека, желающего воссоединиться с Богом и вернуть свое утраченное сыновье достоинство. Преподобный Нил Синайский в своем толковании на этот стих апостола Петра говорит, что рыкание означает вредоносное неистовство врага, для противостояния которому мы располагаем всем необходимым оружием.

Апостол Павел в послании к Ефесянам призывает нас облечься во всеоружие Божие, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной… Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекитесь в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6, 11-17).

Вести борьбу с лукавым, используя его же методы, просто невозможно. Ложью ложь не победить, так же, как и злобой не уничтожить ненависть. Бороться с противником оружием, которым тот владеет в совершенстве, бессмысленно. Господь дает нам для этого более действенные и эффективные средства, такие как: любовь, целомудрие, смирение, воздержание, рассудительность, терпение, молитва. Только с их помощью можно избежать различных напастей и преодолеть любое искушение, соблазн или испытание.

4. Господи, даждь ми мысль благу (Господи, дай мне благую мысль).

Всем нам известно философское утверждение Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». И действительно, сколько мыслей успевает промелькнуть в нашей голове не то что в течение дня или часа, а на протяжении 10-15 минут того же утреннего или вечернего молитвенного правила. Где только мы не блуждаем в это время, о каких только вещах и делах не помышляем.

Один монах, побеждаемый рассеянной молитвой, с горечью произнес:

– Господи, если Ты повсюду, то как так получается, что я часто оказываюсь где-то еще?

Очень часто эти мысли, подчас без спроса вторгающиеся в наше сознание, носят опасный и вредный для нас характер. Контролировать их ход и разумное развитие задача крайне сложная, ведь как от избытка сердца говорят уста человека, так и от чистоты его ума зависят рождающиеся в голове мысли.

Наш ум подобен губке, быстро впитывающей в себя то содержимое, которое мы привносим в него. Обогатить свой ум мыслями, угодными Богу, можно посредством чтения Священного Писания и православной духовной литературы, путем участия в церковных таинствах и богослужениях, молитвенного делания, развития навыков добромыслия, постепенно переходящего в доброделание. Святитель Николай Сербский, рассуждая о ценности благих мыслей, увещевает нас:

«Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие!»

5. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление (Господи, дай мне слёзы, и память о смерти, и сокрушение сердечное о грехах).

Преподобный Ефрем Сирин делит слезы на три категории. Первая – слезы о вещах видимых, и эти слезы горьки и суетны. Вторая – слезы позднего раскаяния, появляющиеся у человека, оказавшегося там, где плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12). Эти слезы горьки и бесполезны, так как не несут никакой пользы и никакого облегчения. Трети вид слез – слезы покаяния, присущие душе, возжелавшей вечных благ. Именно эти слезы являются спасительными для нас, поскольку свидетельствуют о нашем искреннем раскаянии в содеянных грехах.

Однажды Господь призвал к себе сонм ангелов и повелел им принести с земли всё лучшее, что там найдется. Ангелы спустились с небес и разошлись по всем уголкам земли, чтобы исполнить повеление Божие.

Через некоторое время ангелы вернулись с земными дарами. И каждый из них принес лучшее, что ему удалось найти. Не было лишь одного из них. Но вот явился и он и сказал Господу:

— Увидел я раскаявшегося грешника, горько стенавшего и молившего о прощении. Он истово молился и рыдал, раскаявшись в своих прегрешениях.

И возрадовался Господь и сказал: «Это самый лучший дар. Слеза кающегося грешника – драгоценный дар для Меня!

Слезы, рождающиеся из страха смерти, известный румынский старец Клеопа (Илие) называет благим даром. Память смертная, о которой так много говорят святые отцы, призвана не отравлять нашу земную жизнь страхами вечных мук, а научать нас внимательному отношению ко всем своим мыслям, словам и поступкам.

Авва Пимен, когда услышал, что авва Арсений почил, прослезившись, сказал: «Блажен ты, авва Арсений, что оплакал себя в здешнем мире! Ибо кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать либо здесь — добровольно, либо там — от мучений.

Слово «умиление» переводится с церковнославянского языка как «печаль», «сокрушение». Сердечное сокрушение о грехах, сопровождаемое надеждой на милосердие Божие, является надежной защитой от уныния и отчаяния, ведущих к погибели. «Враг убеждает согрешить, а покаяние готово принять согрешающего. Враг побуждает сделать беззаконие, а покаяние советует обратиться. Один нудит к отчаянию, а другое обещает надежду спасения» (прп. Ефрем Сирин).

6. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих (Господи, дай мне мысль исповедать грехи мои).

Господь в Своей обличительной речи, направленной против книжников и фарисеев, сравнивает их с окрашенными гробами, полными внутри всяких нечистот: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония (Мф. 23, 27). Страшное сравнение, наглядно показывающее нам крайнюю опасность внешнего благочестия, лишающего человека возможности видеть свое подлинное нравственное состояние.

Единственный способ избежать такой печальной участи – научиться видеть собственные грехи. Для этого необходимо быть более внимательным к себе, чтобы вспомнить все свои прегрешения. Самоиспытание не должно сопровождаться самооправданием, сглаживающим, в наших собственных глазах, наиболее острые и неприятные моменты:

«Тот зрячий слепец, кто не видит, сколь пагубен его грех. Уметь открывать следы зверя — признак острого зрения (свт. Григорий Богослов).

Автор: Сергей Сажин

Источник: Православие.fm

Духовная жизнь Молитва Толкование

Количество просмотров : 1201