Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

В этот день на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. В 1903 году, через 70 лет после кончины, по настоянию Государя Николая II состоялось прославление великого молитвенника, подвижника и чудотворца преподобного Серафима Саровского — он был причислен к лику святых. 1 августа, в день памяти святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку.

Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский. Более того, считается, что именно благодаря покровительству Серафима Саровского, Россия пережила все испытания 20-го столетия. Преподобный Серафим широко почитается в среде православных верующих и в настоящее время. Неоднократно сообщалось о чудесах и исцелениях у его мощей, а также о явлениях его людям, осталось обширное духовное наследие, записанное общавшимися с ним современниками, где преподобный рассказывал о сути христианской жизни и дает новые изъяснения важнейших мест Священного Писания. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л.М. Чичагову:

«Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали».

Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленников оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия.

Торжественная процессия с мощами преподобного Серафима Саровского, возглавляемая императором Николаем II. 1903

Современник прославления Л.А. Тихомиров так вспоминает в своем дневнике от 22 августа 1902 г. происходившие события:

«Кстати сказать, поразительно благочестие Государя. За самое верное слыхал, что Высочайшее пожелание ускорить причисление Серафима Саровского к лику святых произошло так. Не знаю зачем, Государю представлялся о. Серафим Чичагов. У него дочка в Дивееве, монахиня. Чичагов был принят, случайно наедине. Он сказал Государю, что недавно умерла одна монахиня, современница о. Серафима Саровского, которая при кончине открыла ему, о. Чичагову, примечательные вещи. Государь, оказалось, не знал, что за Серафим Саровский. Чичагов рассказал и объяснил, что означенная монахиня ему открыла предсказание о. Серафима, а именно:

«В конце столетия в России будет царствовать Император Николай Второй, царствование которого будет славное, но трудное: в это-то царствование будут прославлены мощи его, Серафима Саровского, и совершатся великие чудеса» *.

[* Я слыхал давно это Дивеевское предание, но в таком виде, что "мощи о. Серафима Саровского будут прославлены в тяжкое для России время, при Царе Николае…" О славном царствовании и о том, что это именно второй Николай я не слыхал. Конечно, Чичагову лучше знать.]

Этот рассказ произвел глубокое впечатление на Государя. Он стал спрашивать подробности об о. Серафиме. Тогда Чичагов сказал:

«В этом самом доме Вашего Величества находятся три изображения этого святого, и я могу их указать. Эти изображения находятся во дворце потому, что Августейшая Бабушка Вашего Величества высоко чтила о. Серафима Саровского».

Действительно, Чичагов указал Государю эти три портрета, которые Государь и раньше видал, но не знал, что это за монах.

Всё это очень поразило Государя. Он позвал Государыню и рассказал Ей, возбудив и в Ней то же удивление.

Государь пожелал немедленного открытия мощей, а Государыня с какими-то придворными дамами начали лично изготовлять дорогие облачения для святого. Но Победоносцев, позванный Государем, сделал возражения против немедленного устройства этого торжества, и тогда-то Государь сделал известное приказание о его ускорении.

«Того Царя, который меня прославит, — говорит преподобный Серафим, — и я прославлю»

Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г.

В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек.

16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные всенощные бдения — парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

17/30 июля в обитель прибыл Государь Император с семьей и свитой.

А вечером следующего дня началось всенощное бдение, имеющее особенное значение, — это первая церковная служба, на которой преподобный Серафим стал прославляться в лике святых.

При пении литийных стихир из Успенского собора направился крестный ход к церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преподобного Серафима.

Гроб поставили на носилки, которые взяли Государь Император, Великие князья, митрополит и архиереи.

Шествие направилось к Успенскому собору, возле которого были произнесены литийные ектеньи.

Затем гроб установили посередине храма.

Всенощная продолжалась. Настало время полиелея. Запели «Хвалите Имя Господне». Все присутствовавшие зажгли свечи. Митрополит, архиереи и все духовенство сделали троекратные земные поклоны.

Затем митрополит Антоний открыл гроб, все бывшие в церкви опустились на колени.

Наступила минута прославления преподобного Серафима. Торжественно и трогательно, потрясая душу, зазвучало величание «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме». После чтения Евангелия митрополит и архиереи прикладывались к святым мощам. Далее прикладывались Их Императорские Величества, Великие князья и духовенство. Государь Николай Александрович преклонил колени перед новым заступником Земли Русской — преподобным Серафимом.

На следующий день была совершена Божественная литургия. На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку.

По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов. Народ живой стеной стоял по пути хода, так что, выйдя из храма, участники торжества попадали воистину в другой храм.

Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как Государь, Великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена, и митрополит Антоний прочитал молитву преподобному Серафиму. Служба закончилась, но молебное пение не прекращалось и ночью.

Один из современников так описывал эти события: «Из разных мест доносилось пение — то кружки богомольцев пели церковные песнопения. Не видя в темноте поющих, можно было подумать, что звуки несутся с самого неба. Минула полночь, а пение не умолкало…» Считается, что на праздновании прославления Серафима Саровского Государю Императору было передано письмо "Последнему царю" с пророчествами старца о рождении наследника у императорской четы и о событиях, грядущих в России.

Еще ранее Серафим Саровский предрекал:

«Будет некогда царь — предрек провидец, — который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против царя и его самодержавия, но Бог царя возвеличит».

«Последнему царю» Серафим Саровский поведал: «Идет последнее царствование, государь и наследник примут насильственную смерть» В этом же письме преподобный советовал «последнему царю» самому оставить престол.

Святый Отче Серафиме, моли Бога о нас!

Источник: Спасо-Преображенский собор

Духовная жизнь Святые Преподобный Серафим Саровский

Количество просмотров : 915