Молитва святого Иоанна Златоуста по числу часов в сутках Часть 2

7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея (Господи, я, как человек, согрешил, Ты же, как щедрый Бог, помилуй меня, видя немощь души моей).

Это молитвенное прошение – страдание и крик души, запутавшейся в паутине греха и не способной самостоятельно, без Божией помощи, вырваться из нее.

Последствия первородного греха внесли в человеческую природу такой разлад, что все ее составляющие – тело, душа и дух – вступили в ожесточенное противоборство между собой, не позволяющее нам идти без падений по пути спасения.

Апостол Павел в послании к Римлянам так описывает это состояние: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7:15-20).

Однажды к преподобному Антонию Великому подошло за советом несколько монахов.

– Что делать нам, чтобы спастись? – спросили они.

– Исполняйте, что заповедал Спаситель: «Если ударят тебя по правой щеке, подставь левую».

Они ответили, что не имеют достаточно сил для того.

– Если и этого вы не можете сделать, – продолжал прп. Антоний, – то по крайней мере не воздавайте злом за зло.

Монахи сказали, что и это сверх их сил. Тогда преподобный, обернувшись к своему ученику, сказал ему:

– Пойди, приготовь им чего-нибудь поесть: я вижу, что они весьма слабы.

А им сказал:

– Если вы не можете исполнить ничего из сказанного мной, то что же сказать мне вам ещё? Вы скорее нуждаетесь в молитвах, которые бы помогли вашей слабости, чем в каких-нибудь советах.

Бог щедр в Своих милостях, не имеющих никаких ограничений по отношению к тем, кто уповает на Его милосердие. Надежда на Бога вкупе с покаянием и твердым намерением исправить свою жизнь – верный путь ко спасению, способный совлечь с нас греховную личину ветхого человека.

Один человек любил выпить, но после этого каждый раз каялся. Так происходило до тех пор, пока сам сатана не выдержал и не спросил Бога:

– Этот пьяница постоянно кается, а потом снова напивается. Сколько Ты еще будешь прощать и терпеть его?

Бог ответил ему:

– Если ты, сатана, готов принять его к себе после каждого падения, то тем более сделаю это Я после каждого покаяния. Моя милость намного больше твоей злости и желания погубить его душу.

8. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.

В каждом из нас запечатлен образ Божий, пусть и помраченный грехом и не всегда видимый нами, особенно в ближних. Этот образ можно сравнить с иконой, изображение на которой, вследствие небрежного отношения к ней, утратило свою первоначальную чистоту. И если вернуть иконе ее прежний вид способен художник-реставратор, то человеческой душе – благодать Божия.

Благодать Божия, по словам прп. Макария Египетского, способна в одно мгновение очистить человека и сделать его совершенным, но делает это постепенно, чтобы испытать его произволение. В качестве примера преподобный приводит притчу о десяти девах, призывая нас брать пример с разумных дев. Он сравнивает их с пятью умственными душевными чувствами, которые под действием благодати обрели благодатную мудрость, неподвластную веяниям падшего мира.

Преподобный Паисий Святогорец говорит, что мы живем во времена благодати, в отличие от людей, живших до воплощения Сына Божиего, Его распятия и Воскресения: «Мы крещены, у нас есть Утешитель, у нас есть всё. Тогда Христос еще не был распят, и диавол некоторым образом обладал властью и легко совращал людей. После распятия Христос дал всем людям возможность иметь Божественное просвещение. Христос принес Себя в жертву и освободил нас. Мы крестились во имя Его. Он подключил нас к «розетке» уже навсегда. Сейчас причиной непроходимости тока Божественной благодати становимся уже мы сами, потому что оставляем свои провода ржавыми».

Не свою внутреннюю ржавчину мы должны демонстрировать миру, ищущему любой повод для осуждения нашей веры, а жизнь и дела, через которые мы можем прославить Бога и приоткрыть окружающим свет Божественной Любви.

9. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий

В Евангелии от Луки, в десятой главе, есть повествование о том, как Господь отправил семьдесят Своих учеников с проповедью в различные города. Когда они вернулись к Нему и стали рассказывать о том, что и бесы повинуются им, Христос сказал: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20).

Книга жизни, о которой говорится в этом молитвенном прошении св. Иоанна Златоуста, неоднократно упоминается в Священном Писании. Так, в книге Исход Моисей молит Бога о израильтянах, поклонившихся золотому тельцу: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх.32:31-33).

В Апокалипсисе Иоанна Богослова книга жизни упоминается шесть раз. В 21 главе описывается Небесный Иерусалим, в котором не будет места ничему нечистому: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27).

«Благодатью Божией мы усыновляемся Отцу Небесному, но чтобы сохранить свое сыновье достоинство, нам предстоит подтвердить свое право на него»

В таинстве Крещения каждый из нас получает небесное «гражданство». Свидетельство о Крещении является нашим паспортом в вечную жизнь, но оно вовсе не гарантирует нам его автоматическое получение. Благодатью Божией мы усыновляемся Отцу Небесному, но чтобы сохранить свое сыновье достоинство, нам предстоит подтвердить свое право на него.

Для получения гражданства какого-либо земного государства от соискателя требуется соблюдение ряда условий, таких как знание языка, истории, культурных традиций. Сюда же относится и требование законопослушного проживания на территории страны определенное количество лет. Несоблюдение или нарушение этих условий влечет неизбежный отказ в получении паспорта.

Наша земная жизнь – то время, в течение которого мы должны доказать, что достойны войти в жизнь вечную. Для этого нам предстоит проделать долгий

путь, на протяжении которого предстоит не только научиться жить по нравственным законам Христова учения, но, что самое главное, научиться говорить на языке любви – языке, объединяющем небесное и земное, вечное и преходящее, истинное и ложное.

Последний экзамен, который мы проходим на пути в Царствие Небесное, – это наша физическая смерть. Именно она является той лакмусовой бумажкой, которая обнажает наше подлинное внутреннее устроение, безо всякой лжи и фальшивой напыщенности. Там, за порогом вечности, мы предстанем перед самими собой и перед Богом именно такими, какими нам себя, может быть, и не хочется видеть. Именно поэтому мы, по словам святителя Дмитрия Ростовского, должны не бояться смерти, но готовиться к ней, проводя святую жизнь: «Если будешь готов к смерти – перестанешь бояться ее. Если возлюбишь всем сердцем Господа – сам пожелаешь смерти».

Умер некий богач, о грехах которого знал весь свет. Похороны были торжественными, с епископом и множеством священников.

Вскоре затем на одного отшельника в пустыне напала гиена и растерзала его. Некий монах, видевший и торжественные проводы в последний путь грешника, и кровавые останки праведника, в смятении своем с плачем воскликнул:

– Господи! Как же так, почему?! Почему Ты даровал грешнику благую жизнь и благую смерть, а праведнику — горькую жизнь и горькую смерть?!

Вскоре явился ему Ангел Божий и объяснил: тот богач-грешник сделал в жизни своей лишь одно доброе дело, а тот пустынник-праведник совершил за всю свою жизнь только один грех.Торжественными и почетными похоронами Всевышний хотел воздать неправедному богачу за единственное доброе дело и показать, что тому больше нечего ждать на том и этом свете. Ужасной смертью отшельника Господь хотел изгладить его единственный грех, чтобы затем полностью вознаградить пустынника на небесах.

10. Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое (Господи, Боже мой, хотя я и не сотворил ничего доброго пред Тобою, но даруй мне по Твоей благодати положить начало добрым делам).

Путь доброделания представляет собой дорогу, ведущую только в одном направлении – вперед, без оглядки назад, на свои предыдущие благие поступки. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что правильный духовный путь заключается в забвении собственных добрых дел, и в постоянном памятовании добра, сделанного нам другими.

Святой Феофан Затворник призывает нас сколько возможно скрывать свои дела в духовной жизни и не обнаруживать их ни в разговорах, ни в каких-либо иных внешних проявлениях. Любое такое благое дело, выставленное нами наружу, теряет свою силу в вечности, так как свою награду за него мы уже получаем в этой жизни (земную славу, людскую похвалу, удовлетворенное тщеславие и самолюбие). В притче о богаче и Лазаре Господь, говоря о посмертной участи первого, сказал тому устами Авраама, что он при жизни получил всё доброе (Лк.16:19-31).

Жил один человек, и жил не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасти душу. Делал их, делал, а особенного изменения к лучшему в себе не замечал.

Как-то шел по улице, видит – у одной старушки пуговица с пальто оборвалась, упала на землю. Увидел, думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом.

Потом он умер и видит – весы: слева – его зло лежит, тянет вниз, а справа – ничего нет, пусто! И зло перетягивает!

– Эх, – говорит себе человек, – и здесь не повезло!

Смотрит: ангелы пуговицу кладут на весы. И чаша с добрыми делами перевесила.

– Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? – удивился человек. –Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!

И услышал, как ангел говорит ему:

– Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!

Добро, по словам прп. Паисия Святогорца, должно делаться по-доброму. А это невозможно без благоразумия, рассуждения и внимания, иначе оно (добро) вместо пользы принесет раздражение. Любое благое дело становится благим, только если совершается с Божией помощью и во славу Божию, а не в свою собственную: «Когда благодать, сообщенная человеку, собственным его старанием обращается на совершение святых и благих дел, то эти дела, по милосердию Божию, уже не ей принадлежат, но усваиваются тому, кем они совершаются, как если бы он творил их своими силами» (прп. Ефрем Сирин).

11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея (Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоей).

Святитель Игнатий Брянчанинов, говоря о роли сердца в духовном становлении человека, говорит, что в зависимости от того, какое направление примут силы сердца, будет зависеть и влечение тела, которое может при правильном обращении перейти из плотского состояния в святое и ангелоподобное. В Священном Писании сердцу уделяется особое внимание, ведь оно, по первоначальному своему предназначению, было призвано любить Бога и служить Ему обителью.

Грех, прочно укоренившийся в сердце человека после грехопадения прародителей, привел к тому, что единственным местом во всем творении, в котором не оказалось места Творцу, стало именно человеческое сердце. Вот лишь несколько выдержек из Библии, описывающих его искаженное грехом состояние:

«Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их» (Ис.6:10);

«Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21-23).

Сердечная чистота достигается путем стяжания добродетелей, но не одной или нескольких, а всех вместе. Когда они, по словам прп. Симеона Нового Богослова, сливаются в одну добродетель, достигшую последних степеней совершенства. Но даже в этом случае добродетели сами по себе не могут сделать сердце чистым, без воздействия благодати Святого Духа: «Ибо как ковач, как бы искусно ни умел он действовать орудиями, ничего не может сработать без содействия огня, так и человек, пусть всё делает со своей стороны для очищения сердца, пользуясь для сей цели добродетелями, но без присещения огня Духа всё делаемое им останется бездейственным и бесполезным для его цели, так как это – одно – не имеет силы очищать нечистоту и скверну души (прп. Симеон Новый Богослов).

12. Господи небесе и земли, помяни мя, грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь. (Господи Неба и земли, помяни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого, в Царствии Твоем. Аминь).

В этом молитвенном прошении мы, подобно благоразумному разбойнику, распятому рядом с Господом, обращаемся ко Христу с одной-единственной просьбой: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк.27:42). И всё, на что мы надеемся, так это услышать в ответ слова Спасителя: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.27:43).

Царствие Небесное открыто для всех уверовавших во Христа, сказавшего, что в доме Его Отца обителей много. Их количество неограниченно, так же, как и милосердие Божие, всё покрывающее Своей Любовью.

Автор: Сергей Сажин

Источник: Православие.fm

Духовная жизнь Молитва Толкование

Количество просмотров : 1321