Слово на праздник Преображения Господня

преображение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Придите взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего, и узрим славу Преображения Его» — такими словами Святая Церковь обращается сегодня к нам, дорогие братия и сестры, созывая в храмы для совместного чествования и особого провождения великого праздника — Преображения Христова.

Праздник этот прямо говорит нам о необходимости личного участия каждого из нас в деле своего спасения. Говорит он о деятельном сотрудничестве — синергии, соработничестве с Господом в деле своего преображения, в деле изменения греховного состояния и возвращения к первозданной чистоте. Помним мы, что Бог смотрит на нас и не видит ни наших добродетелей, ни наших успехов (которых может и не быть), но в глубине всякого человека Он видит сияющий Свой образ, который может вырасти и заполнить всё с помощью преображения. Но для этого необходимо нам самим потрудиться.

Что преображение, изменение образа греховного и возвращение к образу Божьему, связано с очищением, чистотой, — об этом напоминает и сегодняшнее Евангельское чтение, и белые облачения священнослужителей, и сам образ Христа Преобразившегося на иконе праздника.

Господь, взяв своих самых близких учеников — Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. Что это была за гора, из евангельского повествования мы не знаем, но церковное предание еще со времен равноапостольной императрицы Елены указывает на Фавор. Об этом поется и в сегодняшних богослужебных песнопениях — «днесь на горе Фаворстей неизреченно во свете Христос просия».

Во время молитвы на этой горе просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 2), а затем явились пророки Божии Моисей и Илия и беседовали со Христом. Проснувшиеся апостолы именно через содержание беседы поняли, с кем общается их Учитель.

Пророки Божии Моисей и Илия — что объединяет их, кроме пламенной веры и служения Истинному Богу? Святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что они «оба были люди простые, и притом один был косноязычен и худогласен, а другой вел жизнь суровую. Оба отличались нестяжательностью, потому что ни у Моисея ничего не было, ни Илия ничего не имел, кроме милоти». Обоим часто приходилось при земной жизни по гласу Божию восходить горе, то есть наверх — на вершины гор, а после смерти также на горе — но не Кармиле и не Синае, а на «Горе Божией, горе тучной, горе усыренной» — предстать одесную и ошуюю явившегося во славе Господа.

Один из них с горы Кармиловой вознесен на небо огненной колесницей, и верим, что придет еще в последнюю годину обличить лукавство диавольское и безумие человеческое, второй же взошел с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана (Втор. 34, 1). Там он и умер, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня (Втор. 34, 6).Так что мы не можем с вами поклониться гробницам и мощам ни Моисея, ни пророка Илии.

Но самое важное сходство этих дивных мужей открывают нам читанные вчера паремии. Моисей в земной жизни своей хоть и беседовал с Господом лицом к лицу, но не видел образа его, а только в каменной расщелине горы Синайской видел сзади прохождение Его. Илия Фесвитянин узрел также Господа, но как мимоидущего, видел Господа в гласе хлада тонка (3 Цар.19, 11), то есть в легком дуновении, мы же, как и апостолы Петр, Иоанн и Иаков, можем в своем телесном состоянии узреть Славу Господа. Узреть ее и сравнить со своим состоянием, почувствовать не только свою нечистоту и скверну, но вспомнить о своем призвании — призвании творению из праха земного уподобиться своему Предвечному Творцу.

И если у кого из нас, сподобившихся великой милости Божией, была эта незабываемая встреча с Богом, встреча лицом к лицу, тот поймет слова испугавшегося на горе Фаворской апостола Петра Господи! хорошо нам здесь быть! (Мф. 17, 4). Как мудро объясняет это блаженный Иероним Стридонский: «Тот, кто восходит к горнему, не имеет желания сходить к земному, а хочет постоянно пребывать в высоте».

Мы же, лежащие в тине своих страстей, пока видим Господа как бы сквозь тусклое стекло, верим, что тогда же — когда Господь нам это подаст — тогда лицем к лицу предстанем перед Ним. Не надо нам, осознающим свою греховность, уподобляться пророку Моисею, просившему Бога явиться ему Своим Ликом. Слово Божие не устаревает и не меняется, не подстраивается под человека и Его капризы: не возможеши видети лице Мое, не бо узрит человек лице Мое, и жив будет (Исх. 33, 20). Если осознаем мы в себе неприязнь к ближним, раздражительность и обидчивость, зависть и памятозлобие — то как могли бы перед Явившимся нам Всепрощением и Любовью устоять бы на суде? Вряд ли мы бы посмели сказать «Хорошо нам здесь быть, сделаем же себе и Тебе кущи», но убежали бы от стыда и позора в пещеры и в ущелья гор и возопили бы горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица этой Любви.

Не может быть встречи с Богом без личного преображения, действа, напрямую зависящего от нас. Как это сделать, говорит Священное Писание. Господь словами ветхозаветного евангелиста — прока Исайи — прямо указывает нам: Если будут грехи ваши как багряное — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю, но для этого сперва: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1, 16-17).

Послушаем мы глас Божий и начнем дело своего Преображения. Как Господь с апостолами всходил на гору для молитвы — так и мы будем стараться «восходить горе», то есть отрывать свои умы и сердца от низменного, тленного и вредного и через молитву устремлять их к Богу, будем не забывать каяться в своих грехах и через это очищать, делать снова белой — как снег горы Ермон — одежду своей души и утучнять ее добродетелями — как плодородна почва горы Фавор. И сейчас, причастившись Святых Таин Христовых, покушав после общей молитвы освящённых яблочек и прочих плодов нового урожая, «укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая: утешитеся, малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся: се, Бог наш суд воздает и воздаст, той приидет и спасет нас». Аминь.

Иеромонах Силуан (Никитин), насельник Сретенского монастыря

Праздник Проповедь

Количество просмотров : 957