Прощеное Воскресенье. Проповедь протоиерея Владимира Головина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С праздником!

В далёкой от нас, увы, не сохранившей православной истины церкви эфиопской праздник Рождества Христова празднуется каждый месяц. Так христиане Эфиопии необычно празднуют Рождество. А мы — православные — не каждый месяц, каждую неделю празднуем Пасху, малую Пасху — Воскресение Христово, как и сегодня. И мы привыкли уже к этому празднику, к воскресному дню, а это праздник большой. И так мы Пасху празднуем четыре, пять раз в месяц. И в этих малых пасхах — воскресных днях есть и особенность. Но особо выделяется, всё-таки, тот воскресный день, который мы с вами сегодня молитвенно переживаем — это так называемое Прощёное воскресенье. Оно отличается не только от иных дней воскресных, но и от всех времён года своей поразительной силой, тем содержанием, которое несёт, уникальной структурой богослужения, особым молитвенным духом и внутренней духовной нагрузкой.

Мы сегодняшним днём с вами завершаем так называемую сырную седмицу или масленицу. И сказать так, что завтра мы вступим в Великий пост, как бы и не совсем правильно — мы уже вступили в пост. Неделя, которая сейчас заканчивается, ознаменована тем, что мы уже не вкушаем мяса.

Если кто знает православное богослужение, то в среду и пятницу сырные служба была уже полувеликопостная, мы уже вступили в сени и ныне переходим в сам дом под называнием Великий пост.

Очень глубоко Церковь переживает это благодатное время. И устами святых через те молитвы, песнопения, которые совершаются в храме, свидетельствуют силу сегодняшнего дня. Сегодня память не радостная, сегодня Церковь воспоминает не радость и не праздник. Воспоминание дня сегодняшнего трагично, траурно и безрадостно. Почему так? Сегодня Церковь воспоминает Адамово изгнание из рая. В результате грехопадения Адама человечество потеряло безвозвратно рай.

В богослужебных песнопениях сегодняшних сказано: «Сидел Адам прямо рая и плакал: о раю мой, раю! Больше уже не увижу твоей красоты и не наслаждусь твоей сладостью!» Сегодня, когда читался канон, мы слышали с вами в одном из тропарей потрясающие слова. От лица Адама было сказано вот как: «О рай, Богом насаждённый для меня! Я предал Бога и ныне потерял тебя. Шумом своих листьев молись, чтоб Господь помиловал меня. И росою своих листьев, как слезами заплачь обо мне». Какие глубоко поэтические, какие сильные, проникающие в душу слова! Первозданный рай был на земле, в конкретном месте. Церковные археологи свидетельствуют, что это низовья слияния Тигра и Ефрата. Это место сейчас в результате катаклизмов природных опущено и находится на дне Персидского залива, северной части его. Рай был на земле. И человек был создан для того, чтоб, живя с Богом, благодаря богоданной своей свободной воле сознательно самому утверждаться в Боге, совершенствоваться в Его вечной жизни, в Его любви и всё более уподобляться Богу и Творцу. Это очень чётко знают православные христиане, для нас это дорого. Бог создал нас для того, чтобы сделать равными Себе.

Когда мы говорим и обращаемся к Господу, называя себя рабами Его, это мы по смирению и греховности нашего естества так говорим. Это нам надо помнить наше падение и состояние рабское. Но Бог нас создал, как детей Своих, дабы мы были равными Ему усилием своей воли, как сейчас Ангелы, укрепив свою волю, уже не могут пасть, предать Бога, оказаться в грехе. Их воля всё более и более совершенствуется, богоуподобляясь. Для этого создан человек. Только, в отличие от Ангелов, человек преображаясь духовно, вместе со своим телом, которое материально и связано с этим окружающим миром, должен был сам и вместе с собой весь мир поднять на высоту райского благобытия, всё исполнить Святым Духом. Это цель, ради которой Бог сотворил всё.

Адам согрешил и пал. В Библии описан как бы упрощённый вариант падения. Вот Адам, ему нельзя вкушать плода. Ну, вкусил. Есть, что ли, было больше нечего? Всё не так просто, всё очень непросто. Если рассмотреть первый грех первого человека, духовно проследить механизм грехопадения, то мы увидим, что и в нашей с вами жизни и за все века истории человечества ничего другого и не происходило. Формы другие, суть та же. Как искушал дьявол человека, что он сказал? Сатана, не будучи Творцом, не может изобрести ничего нового. Он ведь и нас искушает по той же схеме, всегда по одной схеме. Смотрите, как он начинает. Он обратился к Еве и говорит: «Верно ли то, что Бог запретил вам трогать любое древо, любой плод в раю» (Быт. 3:1). Смотрите, как интересно: он ничего не говорит о древе запретном. Он говорит ложь. Получается, что Бог создал и запретил всё трогать. Зачем? И Ева, защищая Творца, защищая Бога, благодарностью к Богу горя, говорит: «Нет, это неправда, мы всё можем трогать, всё для нас, для людей здесь создано, вот только одно древо познания добра и зла нельзя трогать» (Быт. 3:2-3). Человек, в лице Евы, сам своё внимание перевёл на это древо.

Как тонко бес расставил силки. Вот он и сейчас с нами так делает. Ну, что же плохого, если ты будешь заботиться о своей временной жизни? Ну, у тебя же дети, семья, нужно одеться и обуться. Заботься о необходимом. Тех, кто начинает заботиться о необходимом, враг тащит дальше и уже манит сверхнеобходимым и уже неправдами любыми карьера, богатство растут. Душим друг друга, обманываем, врём, подтасовываем. Процесс пошёл. Форма другая, суть та же. Дети — их надо любить. Кто же с этим спорить-то будет? Как это понятно-то всё! И когда бес шепчет на ухо, что детей родных надо любить, мы даже не подозреваем, что это бесы. Как? Это же Божья правда: детей надо любить. Но бес подшёптывает, что дети не по твоему поступают. Да, не по моему! Ругаться надо, психовать, топать ногами, брызгать слюной. И уже от любви ничего не осталось. Родители ненавидят детей, дети ненавидят родителей. Обида, злоба многолетняя. Форма другая, суть та же.

«Был изгнан достойный из Эдема за одну лишь заповедь Адам. О душа! С тобою будем где мы?», — пишет один современный монах. Прежде, чем делать выводы про Адама, на себя посмотрим. Человек совершил грех. Что есть грех? Проступок… Нет, грех — это не проступок. Грех можно сравнить с взрывом водородной бомбы, вот что такое грех. В чём грех-то был? В том. что человек взял и съел плод? Нет. А в том. что поверил обольстителю, прекратил верить Богу, Который наказал плод древа жизни не вкушать, чтобы жить во век. Не вкушать. волю тренировать верностью Богу. Самому себе, своей совести не поверил человек. Бога воспринял клеветником, обманщиком. Вот где корни-то греха! Поверил своему убийце. И Того, Кто ему жизнь подарил, рай для него насадил, Кто, как написано в Писании, каждый день являл Себя Адаму, беседовал с ним как с другом, Кого можно сравнить с отцом, с матерью, с другом, со своей второй совестью, человек предал. Дело-то не в плодах, а в том внутреннем перевороте, который произошёл в человеке. Человек кардинально развернул себя. Произошёл душевный внутренний слом. Как следствие этого, пошло изменение и в теле. Адам увидел, что они наги. Святые отцы говорят, что человек пребывал в раю так, как Христос был на Фаворе во время Преображения. Люди пребывали в сиянии и тепле благодати Святого Духа. У святых на иконах нимбы рисуют около головы. Это знак благодати, сияние Духа Святого. В такой благодати пребывали первые люди Вот это и было их одеждой, их естеством. А когда человек отвернулся от Бога, разорвал связь с Богом, Дух Святой отошёл. Потух и человек и увидел то, что на нём есть — нагота. И не обязательно нагота физическая, телесная. Душевная пустота. Дух Святой наполнял — и вот душа пустая стала. Тело нагое, душа пустая. Человек почувствовал одиночество. Мы видим сейчас, что к нам творение не тянется, нас боится животный мир, мы несём зло в это творение Божие. И это человек сразу почувствовал, он стал одинок.

Вот мы с вами многие и в церковь-то пришли не потому, что нас воспитывали православно, или мы что-то читали, знали, думали. Многие пришли в церковь вот из-за этого чувства: щемящего душу, разрывающего сердце одиночества. Женатые люди живут 20-30 лет вместе и чужие друг для друга. Детей воспитали, дети стали большие и чужие друг для друга. Живём за стенкой с соседями много лет и чужие друг другу. Нам понятно, что такое одиночество. Мы сами много потрудились, чтобы сделать себя одинокими. Наши грехи убили в нас способность быть в единстве, с кем бы то ни было.

Мы никогда не жили по настоящему с Богом, мы никогда не жили в состоянии безгрешия, мы этой разницы не ощущаем, но видеть себя одиноким после полноты, нищим после богатства, смертным после бессмертия — это невыносимо тяжело. Адам, осознав, что совершил, почувствовал необходимость покаяться, у Бога прошения попросить. Но не просто поступок он совершил, он естество своё исказил. Тут таблеточки прощения мало, здесь нужна глубинная операция всего человеческого естества и всего творения. Нужно вновь пересоздавать всё. И мы знаем, что это преображение мира, это воссоздание человечества и в нём всего творения Господь совершил во Христе Иисусе. Но перед этим прошло много веков и тысячелетий.

Когда у Адама и Евы родились первые дети, они назвали их Каином и Авелем. Одно имя переводится как надежда, другое — как разочарование. Господь сказал Еве, что от её потомков придёт Спаситель человечества, и они уже ждали Его в первых сыновьях. А потом разочаровались и приуныли: нет, это не скоро. Процесс лечения, процесс возвращения будет долог. И вот, Адам начинает осознавать, что же произошло, что ему делать. И в церкви сегодня повторяются слова Адама: «Боже, очисти мя, грешного».

На этой неделе будет Чистый понедельник. Полнота черноты, богослужение безрадостное, унылое, поклоны, занудное унылое пение. Да, а какое же ещё, чему радоваться-то? Себя сгубили, мир изуродовали, в ад идём. Что падшим остаётся, как не слёзы покаяния? В понедельник, вторник, среду и четверг будет совершаться великий покаянный канон святителя Андрея Критского, в котором глубинные слова покаяния, мысли заложены. Будим им молиться покаянно пред Господом. В пятницу особый молебен мученику Феодору Тирону, память мученика на первой неделе поста. А почему? Если по настоящему идти путём спасения за Христом, то не придётся идти другой дорогой, кроме той, что прошёл Он. В Царствие Божие Он оставил путь. Он говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует…» (Ин. 12:26). «… кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня …» (Мф. 10:38). Святые пример нам показали кровью страдания. Каждый день борьба с самым лютым врагом — с самим собою, со своими пороками, неправдами, злом.

И вот эти все мысли Церковь сегодня вкладывает в наше сегодняшнее богослужение в наши сердца и сейчас на вечерне пелись слова, которые достойны того, что их можно было бы повторить: «Воздержанием плоть смирить все поспешим, проходя божественное поприще непорочного поста и молитвами и слезами Господа, спасающего нас взыщем, и всецелого забвения злобы достигнем, взывая: «Согрешили мы пред Тобою, спаси, как в древности ниневитян, Христе-Царь, и общниками соделай нас Небесного Царства, Милосердный! Отчаиваюсь в себе самом, помышляя о делах моих, Господи, всякого мучения достойных! Ибо вот, презрев священные Твои, Спаситель, заповеди, я в распутстве всю жизнь мою растратил» (Стихиры на «Господи воззвах»). Пророки Ветхаго Завета нызывали отхождение от Бога распутством, блудным деянием. Пророки называли Израиль блудницей, ибо она не служит Богу своему, а прелюбодействует. И мы физические блудодеи и духовные блудодеи. Как же я не блудодей духовный, если кресты на себя накладываю, а в жизни ни креста, ни воскресения духовного? «Потому умоляю: струями покаяния меня очистив, постом и молением как единый Милостивый укрась и не возгнушайся мною Благодетель всех, и Преблагой» (Стихиры на «Господи воззвах»). Это ведь написали святые! «Поста время радостно начнем, к подвигам духовным себе побуждая; очистим душу, очистим плоть…». Какие важные слова, ведь мы в посте именно это видим! Вот только эту внешнюю сторону. Постимся не только в пище, но от всякого порока воздерживаемся. «… наслаждаясь добродетелями Духа; дабы в них совершенствуясь с любовию, удостоиться всем нам узреть всесвященные страдания Христа Бога и Святую Пасху в духовной радости». Вот, оказывается, что в пост-то нужно делать! Совершенствоваться в любви! «… удостоиться всем нам узреть всесвященные страдания Христа Бога и Святую Пасху в духовной радости». Тот только, кто постится не только пищей, но от порока воздерживается, кто очищает душу и плоть, кто совершенствуется в любви и добродетелях, только тот может увидеть страдания и Пасху. Мы всё видим, но видим только внешнюю форму, обряды. Видим крашеные яйца, а Христа страдающего совершенно не видим, не осознаём, не чувствуем. Пасхальный канон гласит: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтеся рекуща ясно да услышим, победную поюще». Кто вот так жительствует, живого Христа в сиянии воскресения видит, чувствует, ощущает, предвкушает. Какая глубина в этих словах! Вот уж действительно написано святыми! «Воссияла благодать Твоя, Господи, воссияло просвещение душ наших. Вот, время благоприятное, вот, время покаяния; отвергнем дела тьмы, и облечемся в доспехи света, чтобы, переплыв поста великую пучину, тридневного воскресения достигнем Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, спасающего души наши» (Стихира на «Господи воззвах»).

Вот сегодняшнее воскресение покрыто трауром. Завтрашний понедельник будет переживаться как праздник. Почему? Выйдем на борьбу с грехом. Хватит, вся душа исплакалась, стоном рвётся, сил нет никаких, сколько можно валятся в грехе, ведь когда-то же надо встать. Вот как Церковь поёт: «Воссияла благодать Твоя, Господи, воссияло просвещение душ наших. Вот, время благоприятное …»

Поэтому, мои дорогие, от всей души хочу нам с вами пожелать в это благодатное спасительное время вступить и к подвигам себя направить. В этих песнопениях были такие слова: «… всецелого забвения злобы достигнем …», — т. е. взаимные обиды простим друг другу. Очень важные слова. Почему важные? Мы ведь знаем, как Христос сказал: «… каким судом судите, таким будете судимы …» (Мф. 7:2). «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Прощайте и будете прощёными.

Вот оказывается. Мы это с вами всё знаем, мои дорогие. И правда, Господь в притче говорил, что у одного царя был должник, должен был большую сумму и нечем ему было заплатить. И царь сказал: возьмите его и в долговую яму посадите, пока до последнего не отдаст. И тот царедворец упросил царя, умолил, чтоб он простил его. И царь простил своего должника. И этот царедворец вышел с царского двора и увидел своего друга, который ему был должен. И он, только сейчас прощёный царём, своему другу говорит: «Отдай мне долг!» Тот не говорил, что ему нечем отдать, он просил: «Потерпи немного ещё, я всё отдам». Но тот навалился, душил и бил его, говоря: «Отдай, вот сейчас отдай!» Некоторые видели это, пошли к царю и рассказали ему всё. И царь велел позвать его к себе и сказал: «Раб лукавый, много я тебе простил, не так ли и тебе подобало поступить?» Царь сказал: «Возьмите его в тюрьму, пока до последнего не отдаст». (Мф. 18:23-34).

Вот, мои родные, значит, если мы не прощаем ближним нашим, если мы помним их якобы долги перед нами, что нас ждёт-то? В день суда помянёт Господь все наши долги. Чем платить-то будем? В этот последний день, Прощёное воскресенье, нам очень важно испросить прощения, примириться друг с другом, отложить мелочные глупые обиды, а если уж обижаться, то на себя, а больше не на кого. Сколько у нас в головушке бывает, ладно бы обиды только, там такое бывает, сказать вслух — сквозь землю провалиться можно от стыда и позора. Вот уж действительно, как написано: «Прихожу в отчаяние, помышляя про себя». Поэтому нам с вами, вступая во время спасительное поста, важно, прося у Господа прощения, простить друг друга.

В Священном Писании есть прекрасные слова, которые обращены к тем, кого Господь поставил в церкви служителями или кого мы сейчас называем священнослужителями. Написано вот как: «… будь образцом для верных …», — пишет апостол (1 Тим. 4:12). Образцом в чём? Во всём. В святой жизни, в покаянии, исправлении. И поэтому с церквей начинается вершина взаимного прощения. Здесь в церквах духовные отцы и пастыри наши первые обращаются к народу Божьему со словами прощения, испрашивая прощения у всех и вся. Это правильно. Если Бог поставил учить, то делами, образом жизни, а слова без дел — лицемерие, двоедушие.

Поэтому насущная потребность и у меня сегодня обратиться к вам с этими словами, я ведь тоже душой то дрожу. Дорогие братия и сёстры, от всей души прошу вас: простите меня, Христа ради, грешного за то, что я так и не смог стать таким, каким быть должен. Простите Христа ради!

Владимир Головин, протоиерей

Проповедь

Количество просмотров : 993