Препод. Алипий столпник.

I. Пр. Алипий, память коего совершается ныне, проводил свою святую уединенную жизнь на одном из древних языческих кладбищ. Это место было для всех страшно; никто не жил по соседству с этим кладбищем. Алипий знал, что все избегают этой пустыни – и поселился в ней. Он избрал себе для жилья один гроб, над которым возвышался каменный столб с идолом. Но святый идола сбросил, а на место его утвердил крест и не боялся никаких ужасов. Чрез несколько времени он устроил здесь и церковь.

II. Две душеспасительныя истины предлагает нам жизнь препод. Алипия.

а) Первая та, что всякое место освящается богоугодною жизнию и посему не должно бояться так называемых «нечистых мест», против которых у христианина есть всесильное оружие – крест Христов. У нашего простого народа есть вера в так называемыя нечистыя места, с которыми он связывает разные страхи и ужасы.

Иногда даже новопостроенный дом оказывается на недобром месте и его стараются перенести на другое. Кто твердо верует в Бога, надеется на Него и, когда нападает страх, не забывает осенить себя крестом, того Бог сохранит во всяком месте и благополучно устроит жизнь его. Вот несколько примеров силы крестного знамения, которое не только разгоняет мнимые страхи и вселяет в душу христианина мир и спокойствие, но и способно прогонять диавола, виновника всякого зла.

«Юлиан отступник» решился некогда «в одной из недоступных для народа страшных пещер, совещаться с подземными демонами о будущем». Но вдруг «храбреца объемлет ужас; с каждым шагом ему становится страшнее... Пораженный нечаянностию, как неопытный в таком деле, он прибегает ко кресту, сему древнему пособию, и знаменуется им против ужасов. Знамение подействовало: демоны побеждены, страхи разсеялись. Но отступник порывается идти далее: и опять те же ужасы. Он еще раз крестится – и демоны утихают» («св. Григ. наз. или Богослова, слово 1, обличит. на царя Юлиана»).

«Преп. Антоний В». неоднократно крестным знамением отгонял от себя духов злобы и всегда говорил им: «если вам дана от Господа такая власть, то вот я: поглотите меня. А если нет, то к чему напрасно трудитесь? Ведь вам не устоять пред силою крестного знамения!» («Ч.-М."1 янв. 17 дня).

«Св. Симеону столпнику» диавол подал однажды огненную колесницу с огненными конями, как бы для взятия его на небо; но лишь только сей угодник Божий оградил себя крестным знамением, как исчезли и кони, и колесница («Чет.-Мин.» 1-го сент.).

б) Другой урок, который мы извлекаем из жизни препод. Алипия, тот, что кладбище весьма назидательный учитель наш. Нет сомнений, что препод. Алипий для того именно и избрал кладбище местом своих подвигов, чтобы оно постоянно напоминало ему о суетности и кратковременности земной жизни человека, о смерти, тлении и страшном суде Божием. Поминай последняя твоя – и во веки не согрешиши – вот что напоминало препод. Алипию кладбище.

Бросим и мы взор на христианское кладбище, дабы чрез размышление о нем и нам извлечь духовную пользу.

На кладбищах погребаются люди всякого рода. Тут похоронены христиане всякого возраста, всякого состояния и пола: погребены юноши и девицы, младенцы и старцы, мужчины и женщины, богатые и бедные, знатные и незнатные, добрые и злые.

Что теперь остается от всех этих покойников? Ежели раскроем могилы, то тотчас отвратим взор, потому что увидим истлевающие, или уже истлевшие трупы, исчезнувшия, или страшно обезображенныя лица, съедаемое или съеденное червями тело, голыя или разрушающияся кости, некоторые лоскутья сгнивающаго платья и остатки гробов. В могилах уже не найдем красоты, которая прежде так много и так многих занимала и привлекала к себе. В могилах нет богатства, к которому многие из погребенных были сердечно привязаны. Вообще в могилах нет ничего, чем некоторые люди, живя на земле, так много занимаются: нет земных почестей, нет земной славы, нет любимой перемены платья, нет приятных сборищ, яств, питий, забав и увеселений. Погребенные должны были оставить и оставили все земное. Теперь остается у них только душа, а с душею их дела, за которыя они должны получить, а частию уже и получают, праведное воздаяние от Господа Бога.

Скоро и всякий из нас пойдет на то или другое кладбище, подобно нашим предшественникам. Скоро и нас постигнет смертная болезнь, и нас вынесут из нашего дома в гробе, отпоют и зароют в могилу. Скоро и наши тела будут съедены червями, а наши души будут судимы на общем страшном суде, и вместе с воскресшими телами пойдут или в вечное блаженство, или в вечную муку. Многие из лежащих на этом кладбище умерли очень рано, несмотря на то, что были, по-видимому, крепки и здоровы, умерли в такие лета, в которыя отнюдь не думали умереть. Так и некоторые из нас умрут гораздо скорее, нежели думают, – умрут, несмотря на то, что теперь, по-видимому, очень крепки и здоровы. Для некоторых из нас настал уже последний год, для иных, может быть, последний месяц, или даже последняя неделя, или последний день. А чрез пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет ни одного из нас не останется в живых, а все здесь или в другом месте будут лежать в земле.

Это истинно так! Но если это истинно так, то не всякому ли из нас должно всевозможно стараться о приобретении вечного спасения, вечных благ? Так как мы должны будем оставить все земное, то для чего нам так усильно домогаться земного, чего бы то ни было? Так как наше тело будет съедено червями, то как могут некоторые из нас гордиться своею красотою? И для чего они так заботливо утучняют свое тело? Ежели, по воскресении тела, все мы должны будем стать на общий страшный суд, и, смотря по тому, сообразно ли мы живем с Христовым учением или несообразно, идти – либо в вечное блаженство, – либо в вечныя муки: то как некоторые из нас не только не стараются жить по учению Христову, но и не думают о том? Плоть и мир, конечно, весьма привлекательны; но то, чем они впоследствии награждают преданных себе – невыразимо ужасно. Как они, все миролюбцы и плотоугодники, могут быть так крайне жестоки к самим себе!

III. Возлюбл. во Христе братие! Будем, сколько возможно, чаще обращать внимание на кладбище и учиться святой жизни, дабы потом получить вечно блаженную жизнь на небесах. 

протоиерей Григорий Дьяченко

Источник: Православная энциклопедия «Азбука веры»

протоиерей Григорий Дьяченко

Количество просмотров : 1043