О канонизации царской семьи

– По­че­му ко­мис­сия по ка­но­ни­за­ции со­чла необ­хо­ди­мым ка­но­ни­зи­ро­вать Ни­ко­лая II и чле­нов его се­мьи имен­но как стра­сто­терп­цев, а не му­че­ни­ков? Не де­ла­ет­ся ли тут раз­ли­чия меж­ду по­след­ним им­пе­ра­то­ром, им­пе­ра­три­цей и их детьми?

Му­че­ни­че­ская смерть пред­по­ла­га­ет для че­ло­ве­ка, ко­то­рый ее при­ни­ма­ет, воз­мож­ность через от­ре­че­ние спа­сти свою жизнь. И глав­ным ос­но­ва­ни­ем ги­бе­ли это­го хри­сти­а­ни­на яв­ля­ет­ся его ве­ра. Го­су­да­ре­ву се­мью уби­ва­ли имен­но как го­су­да­ре­ву се­мью.

От них не тре­бо­ва­ли от­ре­че­ния от ве­ры.
Бо­лее то­го, да­же ес­ли мы смо­жем пред­ста­вить та­кую несколь­ко небла­го­че­сти­вую кар­ти­ну, что ес­ли они от­рек­лись от ве­ры, это все рав­но не из­ме­ни­ло бы их судь­бу. Так что их смерть му­че­ни­че­ской на­зва­на быть не мо­жет. Тем бо­лее что и лю­ди, ко­то­рые их уби­ва­ли, бы­ли до­ста­точ­но се­ку­ля­ри­зо­ва­ны по сво­е­му ми­ро­воз­зре­нию и вос­при­ни­ма­ли их преж­де все­го как сим­вол нена­вист­ной им им­пе­ра­тор­ской Рос­сии. Для них не сто­я­ла про­бле­ма ве­ры го­су­да­ре­вой се­мьи. Хо­тя, ко­неч­но, все эти лю­ди бы­ли на­стро­е­ны ан­ти­хри­сти­ан­ски. Но в то же вре­мя об­сто­я­тель­ства ги­бе­ли ор­га­нич­но свя­зы­ва­ют цар­скую се­мью имен­но с уди­ви­тель­ным ти­пом свя­то­сти, ко­то­рый впер­вые по­явил­ся в Рус­ской Церк­ви. Пер­вые рус­ские свя­тые, ка­но­ни­зи­ро­ван­ные в Кон­стан­ти­но­по­ле, бы­ли кня­зья­ми — стра­сто­терп­цы Бо­рис и Глеб, ко­то­рых ка­но­ни­зи­ро­ва­ли так, как ни­ко­го до них. У нас дей­стви­тель­но сре­ди уби­ен­ных го­су­да­рей вы­стра­и­ва­ет­ся це­лая пле­я­да стра­сто­терп­цев-кня­зей, на­при­мер Ми­ха­ил Чер­ни­гов­ский, Ми­ха­ил Твер­ской. Поз­же да­же ца­ре­вич Ди­мит­рий.

Ко­мис­сия со­чла нуж­ным не при­ни­мать во вни­ма­ние неод­но­крат­но зву­чав­шие об­ви­не­ния в адрес Ни­ко­лая II в по­ли­ти­че­ских ошиб­ках, по­влек­ших за со­бой ги­бель боль­шо­го ко­ли­че­ства лю­дей и при­вед­ших в кон­це кон­цов к па­де­нию Рос­сий­ской им­пе­рии?

– Во-пер­вых, не на­до свя­зы­вать па­де­ние Рос­сий­ской им­пе­рии с де­я­тель­но­стью од­но­го го­су­да­ря. Ве­ли­кие им­пе­рии не мо­гут быть раз­ру­ше­ны де­я­тель­но­стью од­но­го кон­крет­но­го че­ло­ве­ка. Как лю­бой го­судар­ствен­ный де­я­тель, как лю­бой мо­нарх, го­су­дарь, есте­ствен­но, вы­нуж­ден был при­ме­нять раз­ные ме­ры для ис­пол­не­ния сво­е­го граж­дан­ско­го го­судар­ствен­но­го дол­га. Без­греш­ных го­су­да­рей не бы­ва­ет. Эле­мен­ты оши­боч­ной по­ли­ти­ки мож­но най­ти и в дей­стви­ях Бо­ри­са и Гле­ба — вме­сто то­го чтобы со­про­тив­лять­ся узур­па­то­ру Свя­то­пол­ку, они от­да­лись в его ру­ки. Я хо­чу под­черк­нуть, что Ко­мис­сия не пы­та­лась ре­ту­ши­ро­вать го­судар­ствен­ную де­я­тель­ность, цер­ков­ную по­ли­ти­ку им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II. Мы пы­та­лись раз­вен­чать мно­гие сте­рео­ти­пы, по­то­му что об­раз его был до­ста­точ­но де­мо­ни­зи­ро­ван пред­ше­ству­ю­щей марк­сист­ко-ле­нин­ской псев­до­на­уч­ной ис­то­ри­че­ской тра­ди­ци­ей. Но в то же вре­мя недо­стат­ки в его го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти и цер­ков­ной по­ли­ти­ке бы­ли от­ме­че­ны и, в част­но­сти, так­же под­черк­ну­то, что имен­но стра­сто­терп­че­ская кон­чи­на, а не го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность и цер­ков­ная по­ли­ти­ка да­ет ос­но­ва­ние ста­вить во­прос о ка­но­ни­за­ции цар­ской се­мьи. Это под­чер­ки­ва­лось опре­де­лен­но. В жи­тии го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти и цер­ков­ной по­ли­ти­ке Ни­ко­лая II да­ет­ся до­ста­точ­но ла­ко­нич­ная и сдер­жан­ная оцен­ка. Мы не иде­а­ли­зи­ру­ем го­су­да­ря. Свя­тые не без­греш­ны. И в по­ли­ти­ке им­пе­ра­то­ра бы­ло нема­ло недо­стат­ков.

Автор: Про­то­и­е­рей Гри­го­рий Мит­ро­фа­нов

Количество просмотров : 91