МОЛИТВА СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА ПО ЧИСЛУ ЧАСОВ В СУТКАХ. ЧАСТЬ 1. РАЗБОР И ПОЯСНЕНИЕ К ПЕРВЫМ 12-ТИ МОЛИТВАМ.

Каждое молитвенное прошение, в идеале, должно быть произносимо нами по одному в час, так, чтобы к концу суточного круга, была прочитана вся молитва целиком. Добиться такого результата очень сложно, особенно в обычной мирской жизни, полной различных дел, забот и тревог.

Достичь какой-либо цели способен лишь тот, кто стремится к ней, а не тот, кто оправдывает свое бездействие невозможностью ее обретения. Начинать надо с малого, с первых шагов, связанных, в первую очередь, с осмысленным и сердечным прочувствованием произносимых прошений. Все они призваны пробудить в нас лучшие христианские качества, свободные от страстных привязанностей и греховных привычек.

Читать 24 молитвы святого Иоанна Златоуста по числу часов в сутках рекомендуется внимательно, осознанно, а не нейтрально, как что-то стороннее и принадлежащее чужому опыту, но как наше личное проживание и переживание каждого произнесенного слова.


МОЛИТВЕННЫЕ ПРОШЕНИЯ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА

1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ (Господи, не лиши меня небесных Твоих благ).

Вера в Бога должна находить свое отражение не только в правильных словах, произносимых нами, но и в искреннем сердечном сокрушении о своих грехах, сопряженном со смирением. В этой краткой молитве мы дерзаем просить у Господа самого главного и самого высшего блага – вечного пребывания с Ним в Царствии Небесном.

Псалмопевец Давид, рассуждая о временности и суетности земных благ, говорит: «А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои, во вратах дщери Сионовой» (Пс. 72, 28). Греческий богослов Евфимий Зигабен в своем толковании на этот стих пишет, что подлинным благом для христиан является соединение с Богом, в Котором должны быть сосредоточены все их мысли и чаяния.

Стать причастником небесных благ можно еще здесь, на земле. Для этого нам созданы все необходимые условия. Всё, что от нас требуется сейчас, это разумно воспользоваться ими и возблагодарить Господа за все те бесчисленные дары, что Он предоставил нам. Именно этот земной багаж наших привязанностей, с которым мы перейдем в вечность, и станет определяющим для нашего дальнейшего существования.

Умер один богач, а вслед за ним предал свою душу Богу и бедняк. Когда они оказались перед небесными вратами и постучались в них, к ним вышел апостол Петр. Он поприветствовал богача и бедняка и попросил их написать, что они хотят получить в вечной жизни.

Апостол дал им время для размышлений, после чего покинул их. Когда Петр вернулся, богач дал тому целый лист пожеланий, включавших в себя роскошный дом, хранилище с деньгами, любимые яства и все то, к чему так пристрастился в земной жизни. Бедняк, в отличие от богача, смог сформулировать лишь одно пожелание.

Апостол Петр, вздохнув, сказал: «Что ж, пусть будет по-вашему. Через тысячу лет я вернусь посмотреть, как у вас обстоят дела». Жизнь богача пошла по привычному кругу: он ничего не делал, вдоволь ел и спал, а когда было скучно, пересчитывал деньги в своей сокровищнице. Первые сто лет всё это доставляло ему хоть какое-то удовольствие, но уже лет через триста ему всё это надоело, а еще через пятьсот – хотелось выть от тоски и одиночества.

Апостол Петр, как и обещал, пришел навестить богача через тысячу лет. Он даже не успел спросить, как у того обстоят дела, поскольку был встречен со злостью и негодованием.

– Я и не знал, что у вас в раю так плохо и ужасно, – сказал богач.

Петр в ответ покачал головой и произнес:

– А кто тебе сказал, что ты в раю?

Тогда богач опустил голову и спросил:

– А что стало с тем бедняком, который умер вместе со мной?

Апостол повел богача на чердак его дома. Там было маленькое окошко, через которое можно было увидеть Небесный Иерусалим. Богач взглянул в это окошко и увидел того самого бедняка, сидевшего на небольшой скамеечке недалеко от Престола Божиего.

– Это и было единственное желание бедняка, – сказал Петр. – Всё, чего тот хотел иметь в вечной жизни, – это находиться рядом со своим Богом и Создателем. Все остальные блага для него не имели значения, ведь он к ним не стремился любой ценой еще во время земной жизни, и уж тем более в жизни загробной.

2. Господи, избави мя от вечных мук (Господи, избавь меня от вечных мук).

Вечные муки воспринимаются нами сейчас как какое-то абстрактное и отдаленное будущее, не имеющее к нам непосредственного отношения. Кто-то подразумевает под геенной огненной некий евангельский образ, олицетворяющий собой угрызения совести, связанные с совершенными грехами. Другие полагают, что муки не могут носить бесконечный характер и что Бог, Который есть Любовь, помилует всех грешников.

Все эти человеческие рассуждения далеки от той реальной действительности, которую уже успели ощутить на себе многие усопшие. Преподобный Антоний Оптинский, говоря об адских муках, пишет: «Если бы все скорби, болезни и несчастья со всего света собрать в одну душу и взвесить, то адовы муки несравненно тяжелее и лютее, ибо геенны огненной и сам сатана страшится».

Старец Паисий Святогорец просил одно время Бога, чтобы Тот показал ему, что представляет собой адская мука. Господь внял молитвам старца и попустил тому испытать малую часть адских страданий. Преподобный Паисий не смог выдержать более недели тех страшных мучений, а воспоминания о полученном опыте вызывали потом в нем дрожь: «Человеку, который пойдет в адскую муку, лучше было не родиться».

Архимандрит Фаддей Витовницкий, рассуждая об аде и рае, обращает наше внимание на то, что состояние ада мы можем почувствовать уже в этой жизни: «Когда мы в смятении, в нас – ад, нет покоя, нет мира». Именно здесь, на земле, мы определяем свое будущее. Если наше мысленное состояние души одержимо тьмой и подчинено страстям, то и там, в загробной жизни, оно будет не в состоянии воспринимать и отображать в себе Божественный свет.

Некий странник встретил в пути старого монаха.

— Откуда ты идёшь? – спросил он.

— Из ада.

— Что же тебе нужно было там?

— Я хотел попросить там огня, чтобы согреться. Но дьявол сказал, что огня у них не водится.

— То есть как не водится?

— Грешники сами приносят для себя в ад огонь и горят в огне своих страстей и грехов…

Второе молитвенное прошение Иоанна Златоуста напоминает нам о реальности вечных мучений, избежать которые мы можем лишь по милости Божией. Именно об этом с сокрушенным сердцем и искренним раскаянием в своих согрешениях мы умоляем Господа.

3. Господи, умом или помышлением, словом или делом согреших, прости мя (Господи, согрешил ли я умом или помышлением, словом или делом, прости меня).

Грех – духовная проказа, поражающая и подчиняющая себе не только ум и волю человека, но и всё его естество. Наш разум, поврежденный грехом, очень активно реагирует на любые соблазны и искушения. И чем больше он запутывается в сетях этой пагубной лжи, тем сложнее ему становится сопротивляться козням лукавого.

Некий старец прохаживался с учениками на месте, где были различные кипарисы, большие и малые. Старец сказал одному из учеников своих: вырви этот кипарис. Кипарис же тот был мал, и брат тотчас одною рукою вырвал его. Потом старец показал ему на другой, больший первого, и сказал: вырви и этот; брат раскачал его обеими руками и выдернул.

Опять показал ему старец другой, ещё больший, он с великим трудом вырвал и тот. Потом указал ему на иной, ещё больший; брат же с величайшим трудом сперва много раскачивал его, трудился и потел и, наконец, вырвал и сей.

Потом показал ему старец и ещё больший, но брат, хотя и много трудился и потел над ним, однако не мог его вырвать. Когда же старец увидел, что он не в силах сделать этого, то велел другому брату встать и помочь ему; и так они оба вместе едва успели вырвать его.

Тогда старец сказал братии: «Вот так и страсти, братия: пока они малы, то, если пожелаем, легко можем исторгнуть их; если же вознерадим о них, как о малых, то они укрепляются, и чем более укрепляются, тем большего требуют от нас труда; а когда очень укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге».

Апостол Павел в своем послании к Римлянам пишет: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех»

Послание апостола Павла к Римлянам
7:19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
7:20 Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
(Рим. 7, 19-20). То прощение, о котором мы просим Бога в этой молитве, связано не только с нашим покаянием, но и твердым намерением более внимательно относиться к своим мыслям, словам и поступкам.

Один человек пришел к настоятелю монастыря и спросил, не ведом ли тому рецепт от прегрешений.

— Ведом! — отвечал настоятель. — Нарой в лесах корней послушания. Потом ступай в поля и нарви там цветов душевной чистоты. Иди в рощи и добудь там листья терпения. Собери в садах плоды прямодушия.

— И что мне со всем этим делать? — удивился человек.

— Неси собранное тобой домой, — продолжил настоятель. — Иссуши все постом воздержания и в сосуд добрых дел сложи. Приправь солью братолюбия и слезами покаяния, прибавь щедрот милостыни, смирения и страха Божьего.

Принимай лекарство каждый день, колени преклонив и в одежды праведности нарядившись. И еще в празднословие не входи, чтобы не простыть и снова грехом не заболеть!

Духовное трезвение заключается во внимательном отношении к своей жизни, в дисциплине ума, нуждающегося в строгом контроле над всеми его внутренними движениями. Осуществление такого ежеминутного контроля возможно лишь посредством наращивания собственного духовного опыта, невозможного без падений. Каждое такое падение должно восприниматься не как некий неудачный опыт, ввергающий душу в состояние уныния, а как еще одна возможность преодолеть себя, проявив таким образом свою веру в Бога и надежду на Его помощь и милосердие.

Брат сказал авве Сисою:

– Авва! Что делать мне? Я пал.

Старец отвечал:

– Встань.

Брат сказал:

– Я встал и опять пал.

Старец отвечал:

– Снова встань.

Брат:

– Доколе же мне вставать и падать?

Старец сказал:

– До кончины твоей.

4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия (Господи, избавь меня от всякого неведения, забвения, малодушия и окаменелого бесчувствия).

Грехи, упоминаемые в четвертом молитвенном прошении, имеют одно общее сходство – все они являются результатом духовной расслабленности. Нечувствие греха является тяжелой болезнью современного общества, зараженного заботой о собственном «Я» и равнодушием по отношению к окружающим.

Было у одного богача всё, что желают люди. Деньги, шикарный дворец, красавица жена, сотни слуг, роскошные обеды, всякие закуски и вина, полная конюшня дорогих коней. И всё это так надоело ему, что он целый день сидел в своих богатых палатах, вздыхал и жаловался на скуку.

Только ему и было дело и радость – еда. Просыпался он – ждал завтрака, от завтрака ждал обеда, от обеда – ужина. Но и этой утехи он скоро лишился. Ел он так много и так сладко, что испортился у него желудок и позыва на еду не стало. Призвал он докторов. Доктора дали лекарства и велели ходить каждый день по два часа на природе.

И вот ходит он однажды свои положенные два часа и всё думает о своём горе, что нет охоты к еде. И подошел к нему нищий.

– Подай, – говорит, – Христа ради, бедному человеку.

Богач всё о своём горе думает, что ему есть не хочется, и не слушает нищего.

– Пожалей, барин, целый день не ел. Услыхал богач про еду, остановился.

– Что же, есть хочется?

– Как не хотеть, барин, страсть как хочется!

– Вот ведь счастливый человек, – подумал богач.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что человек, сподобившийся увидеть самого себя, выше человека, сподобившегося увидеть ангелов. Неведение собственных грехов, впрочем как и их забвение, ожесточают сердце, делая его неспособным увидеть свое истинное состояние.

Жил-был голубь, который постоянно менял гнезда.

Ему был невыносим неприятный, острый запах, исходивший от этих гнезд.

Как-то он горько пожаловался на это старому, опытному голубю. Тот все выслушал и сказал: «Обрати внимание: оттого, что ты постоянно перелетаешь из гнезда в гнездо, ничего не меняется: запах, который тебе так мешает, идет не от гнезд, а от тебя самого».

Малодушие, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, рождается от неверия: «Как только подвижник прибегнет к вере – малодушие и смущение исчезают, как тьма ночи от восходящего солнца». Проявляться малодушие может в различных формах, но какие бы образы оно ни принимало, свое оправдание оно всегда находит в заботе о собственном благе. Преодолеть это пагубное состояние можно лишь постоянным памятованием о Боге, а также стремлением нести достойно свое христианское звание.

Однажды старая женщина заметила скорпиона, который беспомощно барахтался в речном потоке. Вскоре течение отнесло скорпиона ближе к берегу, и он запутался в корнях, свисающих в воду. Несчастное существо отчаянно пыталось высвободиться, но лишь крепче запутывалось.

Старая женщина протянула руку к тонущему скорпиону, но как только она до него дотронулась, тот ужалил её. Тогда женщина отдернула руку, восстановила равновесие и снова попробовала спасти скорпиона. Но при каждой попытке хвост скорпиона с такой силой жалил её, что её руки начали кровоточить, а лицо исказилось от боли.

Мимо шел прохожий. Увидев, как старуха старается вытащить скорпиона, он закричал:

— Что ты делаешь, безумная? Неужели ты хочешь убить себя, чтобы спасти эту уродливую тварь?

Та посмотрела ему в глаза и ответила:

— В природе скорпиона — жалить, в моей — спасать. Почему же мне из-за его природы отвергать свою?

Окаменелое сердце – сердце, неспособное увидеть сквозь призму собственной греховности свет Божественной Любви, обращенной к нему. Работа по очистке собственного сердца представляет собой долгий процесс, позволяющий взглянуть по-новому на многие вещи, казавшиеся прежде малозначительными или само собой разумеющимися.

Один человек очень хотел увидеть чудо. Так хотел, что отправился в далекое и опасное путешествие.

Где он только не был! В безводной пустыне и штормящем море, в плену у разбойников и на вершине проснувшегося вулкана. Однажды едва льву в пасть не попал, но ни одного, даже самого маленького чуда так и не увидел.

Так ни с чем и вернулся домой.

Переступил родимый порог и, оглянувшись, сказал:

– Это просто чудо, что я вернулся живым!..

Сказал и ахнул. Потому что вдруг понял, что чудеса всегда вокруг нас. Только мы их почему-то не замечаем…

5. Господи, избави мя от всякаго искушения (Господи, избави меня от всякого искушения).

Апостол Иаков в своем послании пишет: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого»

Послание Иакова
1:13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
(Иак. 1, 13). Источником всех искушений является диавол, который умело пользуется нашими слабостями, чтобы возвести между нами и Богом стену беззакония и отчаяния.

Преподобный Антоний Великий, говоря об искушениях, наставляет нас, что без них никто не может спастись и войти в Царствие Небесное. Господь попускает искушения, чтобы мы могли духовно возрастать и укрепляться в своей вере:

«Человек слегка получает от Бога «по затылку», и его сердце умягчается. Конечно, Бог [и не испытывая нас] знает, в каком состоянии находится каждый, но поскольку этого не знаем мы, Он попускает нам пройти через испытания — для того чтобы мы познали себя, обнаружили скрывающиеся в нас страсти и не имели в день Страшного Суда чрезмерных претензий. Ведь даже если бы Бог закрывал глаза на наши страсти и брал нас в Рай такими, какие мы есть, то и в Раю мы тоже поднимали бы волну смущений и неудовольствий. Поэтому Бог попускает диаволу создавать искушения здесь, чтобы эти искушения выбивали из нас пыль [страстей] так, чтобы посредством скорбей наша душа смирилась и очистилась. А после этого Бог исполняет нас Своей благодатью» (Прп. Паисий Святогорец).

Господь не оставляет никогда нас одних в этой борьбе с искушениями, и всегда поддерживает тех, кто обращается к Нему за поддержкой и помощью. Своей благодатью Он обращает наши немощи в великую силу, противостоять которой не в состоянии никакое зло.

Некто спросил монаха:

– Кто тебя научил молиться?

Тот ответил:

– Бесы.

– Как бесы?!..

– Да так! Они меня бороли разными помыслами, а я от них отбивался молитвой.

В этом молитвенном прошении мы просим Бога избавить нас от любого искушения, но при этом нужно помнить, что спасение – это не какое-то механическое действие, автоматически освобождающее нас от личного участия в его стяжании. Спасение – это путь соработничества свободной воли человека и Бога, с любовью ожидающего возвращения Своих блудных сыновей из области тьмы и порока.

Господь в Евангелии от Матфея говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Евангелие от Матфея
11:12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
(Мф. 11, 12). Борьба с искушениями олицетворяет собой именно это усилие, опирающееся на веру и молитву, способную разрушить любые козни лукавого.

К некоторому старцу пришел бес в образе монаха и постучался в двери келии. Старец отворил двери и сказал пришедшему:

– Сотвори молитву.

Пришедший сказал:

– И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Старец опять сказал ему:

– Сотвори молитву.

Бес опять сказал:

– И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Старец сказал ему в третий раз:

– Сотвори молитву.

Бес и в третий раз сказал:

– И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Тогда сказал ему:

– Так скажи: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Бес, услышав это, исчез, как бы опаленный огнем.

6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение (Господи, просвети мое сердце, которое омрачено лукавыми желаниями).

В утреннее молитвенное правило входит молитва ко Пресвятой Богородице, в которой мы просим Ее помочь нам очистить наши сердца от лукавых и хульных помышлений. Именно из сердца исходят злые мысли, убийства, супружеская неверность, разврат, воровство, лжесвидетельство, клевета

Евангелие от Матфея
15:19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -
(Мф. 15, 19).

Преподобный Макарий Египетский сравнивает сердце с малым сосудом, способным вмещать в себя разное наполнение: «Там есть змии, там есть львы, там есть ядоносные звери, там есть все сокровища порока, там пути негладкие и строптивые, там пропасти; но там также и Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там свет и апостолы, там сокровища благодати, там есть всё».

Наполнить свое сердце добрым содержанием способен лишь человек, стремящийся озарить свою жизнь спасительным светом. Благодать Божия способна разогнать даже самую кромешную тьму, но только тогда, когда мы сами проявляем желание воспринять ее живительную силу: «Какое направление примут силы сердца, в такое направление устремляются силы тела, и преобразуется влечение тела, сообразно влечению сердца, из плотского и скотоподобного в духовное, святое, ангелоподобное» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Человеку свойственно видеть в себе только хорошее, не зря ведь говорят, что по отношению к ближним мы судьи, а по отношению к себе – адвокаты. Распознать в своем сердце вместо света мрак всегда страшно, но гораздо страшнее, когда тот свет, который мы в себе так любим, является тьмой.

Преподобного Исаака Сирина однажды спросили:

– Каким образом может узнать человек, что его сердце достигло чистоты?

Старец ответил:

– Когда считает всех людей добрыми, и никто не кажется ему нечистым и оскверненным, тогда он действительно чист сердцем.

7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея (Господи, я, как человек, согрешил, Ты же, как щедрый Бог, помилуй меня, видя немощь души моей).

Это молитвенное прошение – страдание и крик души, запутавшейся в паутине греха и не способной самостоятельно, без Божией помощи, вырваться из нее.

Последствия первородного греха внесли в человеческую природу такой разлад, что все ее составляющие – тело, душа и дух – вступили в ожесточенное противоборство между собой, не позволяющее нам идти без падений по пути спасения.

Апостол Павел в послании к Римлянам так описывает это состояние: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех»

Послание апостола Павла к Римлянам
7:15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
7:16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
7:17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
7:18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
7:19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
7:20 Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
(Рим.7:15-20).

Однажды к преподобному Антонию Великому подошло за советом несколько монахов.

– Что делать нам, чтобы спастись? – спросили они.

– Исполняйте, что заповедал Спаситель: «Если ударят тебя по правой щеке, подставь левую».

Они ответили, что не имеют достаточно сил для того.

– Если и этого вы не можете сделать, – продолжал прп. Антоний, – то по крайней мере не воздавайте злом за зло.

Монахи сказали, что и это сверх их сил. Тогда преподобный, обернувшись к своему ученику, сказал ему:

– Пойди, приготовь им чего-нибудь поесть: я вижу, что они весьма слабы.

А им сказал:

– Если вы не можете исполнить ничего из сказанного мной, то что же сказать мне вам ещё? Вы скорее нуждаетесь в молитвах, которые бы помогли вашей слабости, чем в каких-нибудь советах.

Бог щедр в Своих милостях, не имеющих никаких ограничений по отношению к тем, кто уповает на Его милосердие. Надежда на Бога вкупе с покаянием и твердым намерением исправить свою жизнь – верный путь ко спасению, способный совлечь с нас греховную личину ветхого человека.

Один человек любил выпить, но после этого каждый раз каялся. Так происходило до тех пор, пока сам сатана не выдержал и не спросил Бога:

– Этот пьяница постоянно кается, а потом снова напивается. Сколько Ты еще будешь прощать и терпеть его?

Бог ответил ему:

– Если ты, сатана, готов принять его к себе после каждого падения, то тем более сделаю это Я после каждого покаяния. Моя милость намного больше твоей злости и желания погубить его душу.

8. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.

В каждом из нас запечатлен образ Божий, пусть и помраченный грехом и не всегда видимый нами, особенно в ближних. Этот образ можно сравнить с иконой, изображение на которой, вследствие небрежного отношения к ней, утратило свою первоначальную чистоту. И если вернуть иконе ее прежний вид способен художник-реставратор, то человеческой душе – благодать Божия.

Благодать Божия, по словам прп. Макария Египетского, способна в одно мгновение очистить человека и сделать его совершенным, но делает это постепенно, чтобы испытать его произволение. В качестве примера преподобный приводит притчу о десяти девах, призывая нас брать пример с разумных дев. Он сравнивает их с пятью умственными душевными чувствами, которые под действием благодати обрели благодатную мудрость, неподвластную веяниям падшего мира.

Преподобный Паисий Святогорец говорит, что мы живем во времена благодати, в отличие от людей, живших до воплощения Сына Божиего, Его распятия и Воскресения: «Мы крещены, у нас есть Утешитель, у нас есть всё. Тогда Христос еще не был распят, и диавол некоторым образом обладал властью и легко совращал людей. После распятия Христос дал всем людям возможность иметь Божественное просвещение. Христос принес Себя в жертву и освободил нас. Мы крестились во имя Его. Он подключил нас к «розетке» уже навсегда. Сейчас причиной непроходимости тока Божественной благодати становимся уже мы сами, потому что оставляем свои провода ржавыми».

Не свою внутреннюю ржавчину мы должны демонстрировать миру, ищущему любой повод для осуждения нашей веры, а жизнь и дела, через которые мы можем прославить Бога и приоткрыть окружающим свет Божественной Любви.

9. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий

В Евангелии от Луки, в десятой главе, есть повествование о том, как Господь отправил семьдесят Своих учеников с проповедью в различные города. Когда они вернулись к Нему и стали рассказывать о том, что и бесы повинуются им, Христос сказал: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20).

Книга жизни, о которой говорится в этом молитвенном прошении св. Иоанна Златоуста, неоднократно упоминается в Священном Писании. Так, в книге Исход Моисей молит Бога о израильтянах, поклонившихся золотому тельцу: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх.32:31-33).

В Апокалипсисе Иоанна Богослова книга жизни упоминается шесть раз. В 21 главе описывается Небесный Иерусалим, в котором не будет места ничему нечистому: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни»

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
21:27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
(Откр.21:27).

«Благодатью Божией мы усыновляемся Отцу Небесному, но чтобы сохранить свое сыновье достоинство, нам предстоит подтвердить свое право на него»

В таинстве Крещения каждый из нас получает небесное «гражданство». Свидетельство о Крещении является нашим паспортом в вечную жизнь, но оно вовсе не гарантирует нам его автоматическое получение. Благодатью Божией мы усыновляемся Отцу Небесному, но чтобы сохранить свое сыновье достоинство, нам предстоит подтвердить свое право на него.

Для получения гражданства какого-либо земного государства от соискателя требуется соблюдение ряда условий, таких как знание языка, истории, культурных традиций. Сюда же относится и требование законопослушного проживания на территории страны определенное количество лет. Несоблюдение или нарушение этих условий влечет неизбежный отказ в получении паспорта.

Наша земная жизнь – то время, в течение которого мы должны доказать, что достойны войти в жизнь вечную. Для этого нам предстоит проделать долгий

путь, на протяжении которого предстоит не только научиться жить по нравственным законам Христова учения, но, что самое главное, научиться говорить на языке любви – языке, объединяющем небесное и земное, вечное и преходящее, истинное и ложное.

Последний экзамен, который мы проходим на пути в Царствие Небесное, – это наша физическая смерть. Именно она является той лакмусовой бумажкой, которая обнажает наше подлинное внутреннее устроение, безо всякой лжи и фальшивой напыщенности. Там, за порогом вечности, мы предстанем перед самими собой и перед Богом именно такими, какими нам себя, может быть, и не хочется видеть. Именно поэтому мы, по словам святителя Дмитрия Ростовского, должны не бояться смерти, но готовиться к ней, проводя святую жизнь: «Если будешь готов к смерти – перестанешь бояться ее. Если возлюбишь всем сердцем Господа – сам пожелаешь смерти».

Умер некий богач, о грехах которого знал весь свет. Похороны были торжественными, с епископом и множеством священников.

Вскоре затем на одного отшельника в пустыне напала гиена и растерзала его. Некий монах, видевший и торжественные проводы в последний путь грешника, и кровавые останки праведника, в смятении своем с плачем воскликнул:

– Господи! Как же так, почему?! Почему Ты даровал грешнику благую жизнь и благую смерть, а праведнику — горькую жизнь и горькую смерть?!

Вскоре явился ему Ангел Божий и объяснил: тот богач-грешник сделал в жизни своей лишь одно доброе дело, а тот пустынник-праведник совершил за всю свою жизнь только один грех.Торжественными и почетными похоронами Всевышний хотел воздать неправедному богачу за единственное доброе дело и показать, что тому больше нечего ждать на том и этом свете. Ужасной смертью отшельника Господь хотел изгладить его единственный грех, чтобы затем полностью вознаградить пустынника на небесах.

10. Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое (Господи, Боже мой, хотя я и не сотворил ничего доброго пред Тобою, но даруй мне по Твоей благодати положить начало добрым делам).

Путь доброделания представляет собой дорогу, ведущую только в одном направлении – вперед, без оглядки назад, на свои предыдущие благие поступки. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что правильный духовный путь заключается в забвении собственных добрых дел, и в постоянном памятовании добра, сделанного нам другими.

Святой Феофан Затворник призывает нас сколько возможно скрывать свои дела в духовной жизни и не обнаруживать их ни в разговорах, ни в каких-либо иных внешних проявлениях. Любое такое благое дело, выставленное нами наружу, теряет свою силу в вечности, так как свою награду за него мы уже получаем в этой жизни (земную славу, людскую похвалу, удовлетворенное тщеславие и самолюбие). В притче о богаче и Лазаре Господь, говоря о посмертной участи первого, сказал тому устами Авраама, что он при жизни получил всё доброе (Лк.16:19-31).

Жил один человек, и жил не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасти душу. Делал их, делал, а особенного изменения к лучшему в себе не замечал.

Как-то шел по улице, видит – у одной старушки пуговица с пальто оборвалась, упала на землю. Увидел, думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом.

Потом он умер и видит – весы: слева – его зло лежит, тянет вниз, а справа – ничего нет, пусто! И зло перетягивает!

– Эх, – говорит себе человек, – и здесь не повезло!

Смотрит: ангелы пуговицу кладут на весы. И чаша с добрыми делами перевесила.

– Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? – удивился человек. –Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!

И услышал, как ангел говорит ему:

– Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!

Добро, по словам прп. Паисия Святогорца, должно делаться по-доброму. А это невозможно без благоразумия, рассуждения и внимания, иначе оно (добро) вместо пользы принесет раздражение. Любое благое дело становится благим, только если совершается с Божией помощью и во славу Божию, а не в свою собственную: «Когда благодать, сообщенная человеку, собственным его старанием обращается на совершение святых и благих дел, то эти дела, по милосердию Божию, уже не ей принадлежат, но усваиваются тому, кем они совершаются, как если бы он творил их своими силами» (прп. Ефрем Сирин).

11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея (Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоей).

Святитель Игнатий Брянчанинов, говоря о роли сердца в духовном становлении человека, говорит, что в зависимости от того, какое направление примут силы сердца, будет зависеть и влечение тела, которое может при правильном обращении перейти из плотского состояния в святое и ангелоподобное. В Священном Писании сердцу уделяется особое внимание, ведь оно, по первоначальному своему предназначению, было призвано любить Бога и служить Ему обителью.

Грех, прочно укоренившийся в сердце человека после грехопадения прародителей, привел к тому, что единственным местом во всем творении, в котором не оказалось места Творцу, стало именно человеческое сердце. Вот лишь несколько выдержек из Библии, описывающих его искаженное грехом состояние:

«Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их» (Ис.6:10);

«Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека»

Евангелие от Марка
7:21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
7:22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,-
7:23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
(Мк.7:21-23).

Сердечная чистота достигается путем стяжания добродетелей, но не одной или нескольких, а всех вместе. Когда они, по словам прп. Симеона Нового Богослова, сливаются в одну добродетель, достигшую последних степеней совершенства. Но даже в этом случае добродетели сами по себе не могут сделать сердце чистым, без воздействия благодати Святого Духа: «Ибо как ковач, как бы искусно ни умел он действовать орудиями, ничего не может сработать без содействия огня, так и человек, пусть всё делает со своей стороны для очищения сердца, пользуясь для сей цели добродетелями, но без присещения огня Духа всё делаемое им останется бездейственным и бесполезным для его цели, так как это – одно – не имеет силы очищать нечистоту и скверну души (прп. Симеон Новый Богослов).

12. Господи небесе и земли, помяни мя, грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь. (Господи Неба и земли, помяни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого, в Царствии Твоем. Аминь).

В этом молитвенном прошении мы, подобно благоразумному разбойнику, распятому рядом с Господом, обращаемся ко Христу с одной-единственной просьбой: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк.27:42). И всё, на что мы надеемся, так это услышать в ответ слова Спасителя: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.27:43).

Царствие Небесное открыто для всех уверовавших во Христа, сказавшего, что в доме Его Отца обителей много. Их количество неограниченно, так же, как и милосердие Божие, всё покрывающее Своей Любовью.

Автор: Сергей Сажин

Источник: Православие.fm

Духовная жизнь Молитва Толкование

Количество просмотров : 1792